Предприятия
ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма являются важной составляющей сферы
услуг, которая динамично развивается, усиливает свою роль и значение в
производстве валового внутреннего продукта страны и в решении социальных
проблем общества. В свою очередь предприятия общественного питания, гостиницы,
турфирмы являются одними из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей
сферы услуг. Поэтому понимание экономической природы данных предприятий,
сущности и особенностей производимых ими продуктов и услуг исключительно важно
для управления этими предприятиями.
Ключевой
фигурой экономической системы, призванной удовлетворять общественные
потребности в товарах и услугах, является предприятие.
Предприятие
– это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или
объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и
оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения
прибыли.
Вопрос
о том, что является первичным или вторичным (удовлетворение общественных
потребностей или получение прибыли) в целевой функции предприятия, как субъекта
рынка сферы услуг зависит от того, с какой позиции подходить к деятельности
предприятия. С позиции государства – предприятие создается с целью
удовлетворения общественных потребностей и экономических интересов государства,
а с позиции предприятия – с целью удовлетворения собственных экономических
интересов через прибыль посредством удовлетворения общественных потребностей.
Предприятие
– это юридическое лицо, за которым может стоять как отдельный гражданин, так и
объединение граждан.
Коммерческое
предприятие как юридическое лицо обладает следующими признаками:
-
имущественная обособленность, т.е. наличие
самостоятельного, расчетного счета в банке, полная самоокупаемость и
самофинансирование. Имущество у юридического лица принадлежит ему на праве
собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;
-
самостоятельная имущественная ответственность, т.е.
ответственность по своим обязательствам, принадлежащим ему имуществом:
-
самостоятельное выступление в гражданском обороте от
своего лица, право и возможность заключать
хозяйственные договоры со всеми субъектами рынка;
-
определенная и устойчивая организационная структура,
закрепленная в учредительных документах.
Предприятия
сферы услуг (обслуживания), занятые ресторанно-гостиничным бизнесом,
классифицируются по различным признакам:
-
по организационно-правовой форме;
-
по форме собственности;
-
по типам, видам и категориям;
-
по размерам экономического потенциала и ряду других признаков.
По
организационно-правовому признаку юридические лица, в соответствии с
Гражданским кодексом РФ, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и
обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных
унитарных предприятий.
В зависимости от форм
собственности предприятия сферы услуг делятся на частные, муниципальные,
государственные, а также предприятия смешанной формы собственности, основанные
на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и
государственной собственности.
В дополнении к названным
принципам классификации в каждой отрасли сферы услуг (гостиничной, общественном
питании и туризме) существует своя классификация предприятий по типам и видам.
Гостиницы классифицируются
по различным признакам. К числу основных из них относятся: функциональное
назначение и обслуживаемый контингент, уровень комфорта и цен, размер
предприятия; место расположения; время работы; обеспеченность услугами и др.
В соответствии
с утвержденным положением о государственной системе классификации гостиниц и
других средств размещения средства размещения делятся на следующие виды:
гостиницы, мотели, молодежные гостиницы (хостелы); дома отдыха; пансионаты;
гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг.
По положению средства
размещения – это предприятие различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели,
занимающиеся временным размещением туристов и имеющие не менее 5 номеров.
По уровню комфорта гостиницы
России подразделяются на пять категорий: 1, 2, 3, 4 и 5, условно обозначаемых
звездами. Мотели подразделяются на четыре категории: 1, 2, 3 и 4 звезды.
Система звезд применяется во
Франции, в Австрии, Венгрии, Египте, Китае и ряде других стран.
Кроме
звезд для оценки разрядности (или категории) гостиницы применяются «буквы»
(Греция); «короны» (
Синяева И. М. Маркетинг в предпринимательской
деятельности : учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев, ред. Л. П.
Дашков . - М. : Дашков и К' , 2009. - С.
124.
Никуленкова Т. Т. Проектирование предприятий
общественного питания : учебник / Т. Т. Никуленкова, Г. М. Ястина, ред. Т. Т.
Никуленкова . - М. : КолосС , 2008. - С.
47.
Федцов В. Г. Культура ресторанного сервиса : учебное
пособие для вузов / В. Г. Федцов . - М. : Дашков и К' , 2009. - С. 96.
|