Глава 1. Теоретические аспекты
изучения взаимосвязи жизнестойкости, оптимизма, самооценки, творческого
потенциала и личностной креативности у студентов
1.1. Особенности развития человека в
старшем юношеском возрасте
Хронологические границы юности
определяются в психологии по-разному. Наиболее часто исследователи выделяют
раннюю юности, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю
юность (от 18 до 23 лет), которую иногда называют также периодом молодости.
Известны
разные теории юности. Биологические теории рассматривают юность, прежде всего, как определенный
этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальное. Психологические теории фиксируют внимание на
закономерностях психической
эволюции, характерных чертах внутреннего
мира и самосознания. Психоаналитические
теории видят в юности определенный этап психосексуального развития.
Указанные теории рассматривают юность прежде
всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Но это
развитие по-разному протекает в различной социальной и культурной среде.
Социологические теории юности рассматривают ее прежде всего как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к
самостоятельной и ответственной
деятельности взрослого. Внимание исследователей сосредоточивается на тех социальных ролях, которыми
надлежит овладеть человеку, на формировании его ценностных ориентации, проблемах, связанных с вступлением в трудовую жизнь, т. е.
индивидуально-психологические проблемы выводят из социальных [2].
Отечественная психология
изучает юность с позиций учения Л.С.
Выготского о роли социальной ситуации развития и ведущей деятельности в развитии личности, а также с позиций сочетания социально-психологического
подхода и учета внутренних закономерностей развития [9]. И тогда юность — это период перехода к
самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости [12].
К концу юношеского
периода завершаются процессы созревания организма человека: рост тела,
формирование костно-мышечной системы, половое созревание, а также наиболее
поздние по времени процессы нейрофизиологического оформления центральной
нервной системы; приобретают определенность черты лица и внешнего облика в
целом. В то же время степень личностной зрелости юношей и девушек в этом
периоде еще значительно уступает степени зрелости организма. Психологическое
содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач
личностного и профессионального самоопределения, началом вступления во взрослую
жизнь.
В периоде поздней юности
часть молодежи продолжает обучение в высшей школе, но большинство юношей и
девушек в той или иной форме приобщаются к труду, т. е. к собственно
производительной жизни общества. Этот значительный шаг на пути к
самостоятельности (в том числе и материальной) отмечает условную границу юности
с периодами взрослой жизни. В целом для юности характерно относительное
преобладание процессов интеграции, вхождения в жизнь общества, по сравнению с
присущими подростковому возрасту явлениями индивидуализации.
Развитие многих психических функций человека (внимание, сенсомоторные
реакции, некоторые виды памяти и др.) к концу юности достигает своих
максимальных показателей. В то же время ряд наиболее сложных психических
процессов, включая мышление, продолжает свое развитие. Согласно теории Ж.
Пиаже, в юношеские годы происходит важный процесс диверсификации
интеллектуальных способностей, т. е. их дифференциации и специализации.
Суть этого процесса состоит в качественном совершенствовании
формально-операциональных структур интеллекта применительно к той конкретной
сфере деятельности, которой
|