Подростковый возраст
(отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений,
становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции.
Социальное
самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.
Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих
принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его
знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются
усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть
научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к
абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания
не складываются в единую систему.
Но мировоззрение – не
столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих
отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.
У человека, достигшего
того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и
качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием
которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность
ценностных отношений человека к окружающей действительности, мировоззрение
интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое,
определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского
поведения и деятельности.
В ходе интенсивного
формирования личности в подростковом возрасте, подростки совершают глубокий
анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты
сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают
закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным
мировоззренческим выводам и обобщениям. Формирование определенного
мировоззрения в подростковом возрасте является основой для дальнейшего развития
личности.
Становление личности
включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть
целостного представления в самом себе.
Образ «Я» (иногда его
называют также «понятие «Я или «Я – концепция») – сложное психологическое
явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или
совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько
самоописание, сколько самоопределение: «кем я могу и должен стать, каковы мои
возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?». На этот
вопрос трудно ответить «объективно», потому что каждый человек, в зависимости
от контекста и ситуации «видит», точнее, «конструирует» себя по-разному.
Образ «Я» - не просто
отражение (в форме представления или понятия) каких-то объективно данных и не
зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка,
отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента:
познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах;
эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и
тому подобные чувства и поведенческий – то есть практическое отношение к себе,
производное от первых двух компонентов.
Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей
и уровня притязаний – вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто я?»
Постановка этого вопроса – закономерный результат всего предшествующего
развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от
системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление требует
информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о
самом себе, то есть самосознание. Уровень самосознания и степень сложности,
интегрированности и устойчивости образа «я» тесно связаны с развитием
|