Глава 1. Теоретические аспекты
изучения влияния
1.1. Особенности проявление детских
страхов у детей дошкольного возраста
Страх принадлежит
к категории фундаментальных эмоций
человека и издавна служит
объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов,
социологов, психологов, психиатров, физиологов и т.д., каждый из которых
по-своему представлял этот феномен человеческой психики. Некоторые философы
(например, С.Кьеркегор) видели в нем некую экзистенциальную силу, определяющую
эволюцию человеческой души; социологи и политологи рассматривают подобные
эмоции как средство манипулирования человеческими массами; психологи обращают
внимание на защитную функцию страха, способствующую выживанию индивидуума в
экстремальных условиях; психиатры воспринимают его как некую болезнь, от
которой нужно избавить пациента, а для физиологов наиболее интересны механизмы
формирования этой эмоции в головном мозге и пути ее реализации. С одной
стороны, такой «многомерный» подход помогает выйти за рамки какой-то одной
науки и увидеть проблему в целом, а с другой, из-за усиливающегося разобщения
научных направлений, затрудняет создание единой концепции страха. Обширные
обзоры исследований, посвященных страху, создают основания для дальнейшего
понимания этой важной эмоции (Боулби, 1973; Грэй, 1971; Льюис, Розенблюм, 1974;
Рэчмен, 1974) [6].
Изначально наиболее
важным моментом считается анализ двух смежных, но не равнозначных понятий
страха и тревожности.
Рассматривая вопрос
дифференциации страха с тревогой, К. Изард писал: «страх нельзя отождествлять с
тревогой» [20]. Тревога — это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации
неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития
событий. Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или
социальному существованию индивида и направленная на источник действительной
или воображаемой опасности.
По мнению А.И. Захарова,
и в страхе и в тревоге есть общий эмоциональный
компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в обоих понятиях
отражено восприятие угрозы или отсутствия безопасности. А.И Захаров определяет
страх как аффективное эмоционально-заострённое отражение в сознании конкретной
угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога - это эмоционально
заостренное ощущение предстоящей угрозы [14]. Другие исследователи: В.И.
Андрусенко, Ф.Б. Березин, С. Гроф, Ж. Тилли видят основное отличие страха от
тревоги в том, что страх всегда имеет определённый объект (предмет), который
можно встретить, проанализировать, побороть, вытерпеть. Человек может
воздействовать на этот объект. У тревоги объекта нет.
Страх – это специфическое
острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в
опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей
опасностью.
Страх – аффективное
(эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и
благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет
защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями
высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания,
показателях артериального давления, выделении желудочного сока [11].
Эмоция страха занимает самое значительное место в эмоциональной жизни
дошкольника. Этот печальный факт подтверждается столь же печальной статистикой:
достаточно сказать, что дошкольный возраст – это возраст наиболее частого
проявления этой эмоции в сравнении со всеми другими возрастными периодами в
жизни человека. Так, по данным современного детского психиатра и психотерапевта
А И. Захарова, среднее число разных видов страхов у мальчиков-дошкольников
составляет 8,2, а у девочек – 10,3. При этом наибольшее число переживаемых
страхов
|