Глава 1. Научные представления о феномене слухов
1.1. История изучения слухов в психологии и смежных областях знания
Принято считать,
что научное изучение слухов как одной из форм массового стихийного поведения началось во второй половине 19 века
и осуществлялось в рамках немецкой
школы «психология народов» и франко-итальянской школы «психология
масс» [34].
В 20-е годы 20
века в СССР были проведены первые исследования проблем психологии
пропаганды. Изучались эффективность
воздействия печатного слова на различные аудитории, функционирование общественного мнения, влияние слухов
на состояние сознания аудитории, эффективность пропаганды в
условиях классовой борьбы и неграмотности значительной части населения страны [33].
В дальнейшем, течение нескольких
десятилетий в СССР данная проблематика была
сочтена неактуальной. Исследования
возобновились лишь в конце 60-х годов и, как пишет А.П. Назаретян, это были приложения и компиляции зарубежных
работ, причем до начала 90-х годов
открытые публикации в нашей стране были единичны [34].
Вместе с тем в США
и некоторых странах Западной Европы 20-60-е годы отмечались
всплески интереса ученых, политиков и военных к этой теме. Г. Олпорт и Л. Постманн предложили первую базисную
формулу слуха, описали механизм его возникновения и циркуляции, привели
несколько оснований для классификации
слухов. В. Петерсон и Н. Гист охарактеризовали слухи как коллективное взаимодействие по проблематичной и
эмоционально окрашенной ситуации. Т.
Шибутани указал на некоторые социальные функции слухов – коллективная интерпретация, эмоциональная
разрядка и др [34].
После
1-ой мировой войны в Германии и США началось изучение слухов для
целенаправленного употребления полученных рекомендаций. Известно, что немецкие
войска и их союзники активно использовали полученные знания на фронтах 2-ой мировой войны [34].
В
60-70-е годы большое внимание к слухам объяснялось перспективностью их
использования в психологической войне. По словам американского теоретика
психологической войны П. Лайнбарджера, пропаганда с использованием
слухов заключается в «планомерном их использовании для
воздействия на чувства и ум конкретной
группы людей с определенной, имеющей общественное
значение целью, военной,
экономической
или политической» [24] .
В
числе авторов, занимающихся социальными аспектами феномена слухов, следует
упомянуть Н. Капферера, С. Херрингтона. Н. Капферером были описаны феномены массового заражения слухов во Франции, С.
Херрингтоном была предпринята попытка рассмотреть
технологию производства слухов как социально конструируемого явления [34].
Современные российские
исследователи также указывают на ряд социальных
функций слухов, рассматривают слухи в контексте проблематики
информационно-психологической безопасности как один из факторов формирования общественного мнения и как
проявление последнего [14, 47].
Изучение
слухов в русле организационной психологии шло относительно
независимо от рассмотренной выше эволюции взглядов в социологии, социальной и
политической психологии.
Открытие Э. Мейо в
сотрудничестве с коллегами неформальной подсистемы организации в ходе Хоторнских экспериментов (20-е годы XX века) послужило отправной точкой
для становления одной из научных школ организационного поведения - «школы
человеческих отношений» [12, 32]. Основные принципы
школы – это ориентация на человека в трудовых отношениях,
обоснование необходимости привлечения
работников к решению вопросов, касающиеся их
производственной деятельности,
использование позитивных эффектов групповой самоорганизации.
Представители
«школы человеческих отношений» проводили, в частности, специальные
исследования, посвященные оценке роли неформальных коммуникаций в управлении
организацией [32].
|