Глава 1. Теоретические аспекты
изучения психологических особенностей матери ребенка-инвалида с ДЦП
1.1. Особенности развития детей с диагнозом «детский церебральный
паралич»
Детский
церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в
результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования
(внутриутробном, в период родов или в
период новорожденного). Основным
клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей с ДЦП имеют
место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта» У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы. По
данным ряда авторов, на 10 000
новорожденных приходится 34-42 ребенка страдающих
церебральным параличом.
Первое клиническое
описание ДЦП было сделано английским врачом-хирургом В. Литтлем в 1861 году. Он
впервые опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при
родах травмы головы развились параличи конечностей. В течении почти ста лет детский
церебральный паралич назывался болезнью Литтля. Термин церебральный паралич в том значении, в
котором он употребляется сегодня, был предложен Ольсером (1889) и З. Фрейдом
(1893). В 1893 г.
З. Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного
происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. В 1958 г. на заседании
восьмого пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин был утвержден, и было дано
определение: «Детский церебральный паралич – это не прогрессирующее заболевание
головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением
тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». В
настоящее время этот термин является общепринятым [23].
М.Я.
Брейтман (1902) первым описал патолого-анатомическую и клиническую картину ДЦП
и отметил, что при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, но
и интеллект и речь.
Важным звеном в
патогенезе психических нарушений у детей с церебральным параличом является
недоразвитие или аномальное развитие фило- и онтогенетически наиболее молодых
мозговых структур, развивающихся уже в постнатальный период. У ребенка с ДЦП,
прежде всего, в той или иной степени выключена
из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная. Выраженная
двигательная патология нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью может
быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта у
детей с ДЦП. Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять пренатальные, натальные и постнатальные вредные факторы,
которые могут иметь отношение к происхождению ДЦП. На практике чаще всего
встречаются комбинации вредных влияний, действующих на разных этапах
развития. К вредным факторам, оказывающим негативное влияние на развитие мозга
ребенка на разных этапах его онтогенеза, относятся инфекционные заболевания матери в период беременности,
психические и физические травмы, механические травмы во время родов,
асфиксии, черепно-мозговые травмы и т.д.
В мировой литературе предложено
более двадцати классификаций ДЦП.
Они основаны на этиологических признаках, патогенетических особенностях.
В отечественной клинической
практике используется классификация К.А.
Семеновой (1968), в которую включены собственные данные и элементы классификации Д.С. Футера (1967) и Л.М.
Веккер (1947). В этой классификации
выделены пять основных форм ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая
форма ДЦП, гиперкинетическая форма ДЦП, двойная гемиплегия и
атонически-астатическая форма. На практике
|