Глава 1. Современные подходы к изучению особенностей понимания социальной
информации детьми с нарушениями интеллектуального развития
1.1. Теоретические основы изучения особенностей понимания социальной формации
умственно отсталыми детьми
Умственная отсталость
вносит свои коррективы в процесс развития, не только замедляя, но и своеобразно
изменяя его, что подтверждено многочисленными исследованиями. Так, например, в
работе Г.Е. Сухаревой отмечается, что наряду с нарушениями познавательной сферы
развития умственно отсталых детей, происходят и
изменения в личностной. Как отмечает автор, такие дети характеризуются
косностью психики, они с трудом переключаются на новую деятельность, охотно
подражают другим, повторяют старые заученные штампы, некоторые из них поражают
своей виртуозной подражательностью. Большинство из них легко поддаются внушению
и в то же время упорно сопротивляются всему новому [54].
Работая с умственно
отсталыми воспитанниками, специалисты, прежде всего, стараются формировать и
развивать у них социальную компетентность как качество личности, способствующие
успешной социализации подростков с отклонениями в развитии.
Сформированность
социальной компетентности, по определению Л.А. Петровской, – это необходимое
условие успешной адаптации человека в обществе. Основными критериями оценки
уровня социальной компетентности как в общении внутри микросоциума, так и в
обществе в целом, признаются соответствие поведения человека конкретной
ситуации и социальному контексту в целом и определяемая этим его эффективность
– достижение в процессе коммуникации желаемых результатов [47].
Оптимальный уровень социальной
компетентности можно определить как наличие у человека специальной системы
знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с различными
людьми. Социальная компетентность предполагает успешное взаимодействие
личности, как с членами собственной группы, так и с представителями других
групп.
В научной литературе,
описывающей особенности развития социальных контактов умственно отсталого
ребенка, особенности его развития описываются в структуре понятия
«социально-бытовая ситуация».
Ребенок развивается как
личность под воздействием окружающей среды. В понятие «среда» входит сложная
система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого
индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные
условия его жизни. Ребенок уже от рождения является не просто биологическим
существом. По природе своей он способен к социальному развитию - у него
возникает потребность в общении, в овладении речью и т.п. При этом во
взаимодействии личности и среды необходимо учитывать два решающих момента:
- характер воздействия
обстоятельств жизни, отражаемых личностью;
- активность личности,
воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и
интересам.
Но не все, что окружает
ребенка, является действительной средой его развития. Для каждого ребенка
складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы
называем средой ближайшего окружения. Среда ближайшего окружения, или микросреда,
есть выражение социальной среды. В то же время она относительно автономна.
Микросреда - это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как
семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т. д.
Среда несет ребенку по преимуществу неорганизованные влияния,
действующие стихийно и нецеленаправленно. Поэтому полагаться на воздействие
только одной среды, даже самой благоприятной для формирования человека, -
значит рассчитывать на успех весьма
|