Слово общение происходит от англ. "communication” – взаимодействие двух и более
людей, состоящее в обмене между ними информации познавательного и/ или
аффективно-оценочного характера [48, стр.244].
Проблема отношений занимает в
психологии большое место. В отечественной психологии данная тема в значительной
степени была разработана в трудах В. Н. Мясищева. Фиксация отношений означает реализацию
более общего методологического принципа — изучения объектов природы в их связи
с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку
человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его
связи с миром роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены.
Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», т.е. оно
задано как именно человеческое отношение, оно направлено в силу активности
субъекта.
Однако содержание, уровень этих
отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в
отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким
образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных
отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных
вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические»
отношения личности [49, стр. 34].
Отношения, возникающие между людьми в
процессе их общения, совместной практической и духовной деятельности,
определяются как общественные отношения [11, стр.132]. Примерами таких
отношений могут быть производственные, экономические, социальные, политические,
идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет
собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что они
возникают между людьми в процессе их общения, совместной практической и
духовной деятельностью и в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся»
друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп
(классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а
также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например политических
партий и т.д.) [75, стр.45].
Такие отношения строятся не на основе
симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым
в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть
отношения между социальными группами или между индивидами как представителями
этих социальных групп [25, стр.87]. Это означает, что общественные отношения
носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей,
но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.
Социальная роль - это фиксация определенного положения, которое занимает
тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под
ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый
от каждого, занимающего данную позицию» [2, стр.71]. Эти ожидания, определяющие
общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного
индивида, их субъектом является не индивид, а общество. К такому пониманию
социальной роли следует еще добавить, что существенным здесь является не только
и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»),
сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности
личности. Можно поэтому сказать, что социальная роль есть общественно необходимый
вид социальной деятельности и способ
|