I.
ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО А.Т. ТВАРДОВСКОГО
1.1.
Истоки и начало. Ранний А.Т. Твардовский
Ранний период жизни и творчествва А.Н. Твардовского пока еще мало изучен.
Это связано, прежде всего, с тем, что во всей обширной литературе о Твардовском
после середины 30-х годов все его творчество до поэмы «Страна Муравия»
оценивается как ученичество, в лучшем случае – подготовительные поиски,
«зерна». Но тем не менее, по словам В. Акаткина, «даже самые ранние стихи
Твардовского удивляют психологической наполненностью, любопытством к жизни и
душевным событиям, этой жизнью вызванным».
Этот же исследователь отмечает, что «в ранних стихах Твардовского была та
основательность, та серьезность правды, которая кажется странной в молодом
поэте».
Сейчас,
перечитывая многие ранние стихи А.Т. Твардовского, особенно начиная с 1928
года, можно лишь поражаться, как стремительно быстро нашел собственный путь
этот выходец из глухой смоленской деревушки, в котором, по словам А. Кондратовича,
«до конца дней… оставалось что-то от крестьянского сына, сельского жителя,
причем жителя не южных станиц и сел – крупных, многолюдных, а средне-русских
небольших, тихих деревенек и одиноких хуторов».
Содержание
стихотворений А.Т. Твардовского в эти годы тесно связано с повседностью
деревенской жизни. В грамотных, ясных стихах находит отражение его главная тема – новая деревня. Ему
абсолютно чужды все «измы», происходящие из тогда еще недавнего Серебряного века.
Наиболее характерным для всего его
раннего творчества является стихотворение «Новая изба», которое поражает своим
оптимистичным взглядом в будущее: «Пахнет
свежей смолою сосновой, / Желтоватые стенки блестят. / Хорошо заживем мы с
весною / Здесь на новый, советский лад».
В следующем 1926 году последовали еще
три стихотворения, довольно слабые с
литературной точки зрения, по мнению критиков, но с зародышем развитого
впоследствии Твардовским жанра социально-психологического портрета в стихах –
«Селькор», «Селькорское», «Селькорке». В этих еще наивных, примитивных
строчках возникает уже образ человека – труженика, бойца, человека, желающего
помочь людям, который проходит через все творчество Твардовского.
Почти одновременно возникает вторая
тематическая линия – стихи о радости и напряженности крестьянского труда,
ассоциирующегося и с красотой родного края. В стихотворениях «Сенокосное» и
«Урожай» изображен труд во всей его напряженности, фигурирует «пот» и в прямом смысле, как реальный
пот косаря и «пропотевшей бабы», и
метафорической пот «запотелых» овсов
(утренняя роса сравнивается с каплями пота). И начинают появляться пластические
детали: «желтогривые» овсы, колючее
жнивье, блестящая коса, овсяной «говор»,
жаркий пот, темная крыша гумна, звяканье цепов, «отдыхающие» в скирдах снопы.
В стихотворении «Родное» тоже много
изобразительных деталей – запахи («тягучий
запах конопли... пахнет залежью пеньки»), звуки. К «Родному» примыкает
серия стихов, которую можно назвать «очерки деревенского быта» («Посиделки»,
«Как умерла гармошка» и др.). В разных вариациях продолжаются тема и пафос
«Новой избы» – противопоставление старого и нового в деревенской жизни.
Таким образом, в плане содержания в
раннем творчестве Твардовского следует отметить черты, типичные и для
последующего творчества Твардовского: живые, а не трафаретные характеры,
внимание к деталям деревенского быта и природы, отсутствие характерных для той эпохи
кровожадных призывов к уничтожению классовых врагов.
Молодой поэт верит в будущее своей
страны. Но мечты о будущем не сопровождаются отрывом от реальности настоящего.
Отсюда – «Глухая сторона», «Почта» и «В глуши». И Твардовский находит первые
типичные для него психологические «поведенческие» детали-метафоры: «Перебираю письма до конца, / Растерянно и
нервно беспокоясь. / Так тяжело бывает встретить поезд, / Не отыскав знакомого
лица».
Это уже было непохоже на стихи, заполнявшие
тогда литстраницы газет, и вообще на весь основной литературный поток поэзии
деревни – ни связанный с Есениным, ни «антиесенинский»…
В конфликте старого
|