Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [215] Курсовая [34]
Реферат [13] Разное [4]
Отчет по практике [2]




Чт, 12.12.2024, 01:12
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Психология » Диплом [ Добавить материал ]

2614. Экспериментальное исследование агрессии у подростков
Диплом | 09.09.2011, 10:11
Год 2011.
Стоимость 3500

Содержание
Введение     3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению агрессивного поведения личности в современной психологии     10
1.1.Феномен агрессивного поведения     10
1.2. Основные направления в изучении воспроса агрессивности     19
1.3. Специфика агрессивного поведения детей    25

Глава 2. Подростковая агрессивность, как психологическая и социаль-ная проблема    33
2.1. Психологический аспект понимания подростковой агрессивности    33
2.2. Социальные основы агрессивности современных подростков    39
2.3. Теоретические концепции профилактики агрессивного поведения    42

Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей агрессивного поведения в подростковой среде    48
3.1. Организация и методы психологического исследования    48
3.2. Анализ результатов исследования     57
3.3. Математико-статистическая обработка результатов исследования     65

Заключение     69
Список использованной литературы    74
Приложение     78

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению агрессивного поведения личности в современной психологии

1.1.Феномен агрессивного поведения

 

Исследование вопроса невозможно без раскрытия сущности таких научных понятий, как агрессия и агрессивное поведение. Оба они рассматриваются научным большинством во взаимосвязи, но не как однозначные понятия. Агрессия чаще всего трактуется как тенденция подчинения себе других или доминирования над ними, проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании (Аверин В.А., Алфимова М.Б., Трубников В.И., Берковиц Л., Бэрон Р, Ричардсон Д., Выготский Л.С., Осницкий А.К., Румянцева Т. Г.  и др.). Существуют также формулировки, в которых под данным понятием подразумеваются негативные мотивы, эмоции, установки, а также разрушительные действия (Райс Ф. Савина В.С.  и др.). Трактовка агрессии как тенденции определяет характер взаимосвязи ее с агрессивным поведением. Поведенческий акт как реализация стратегии (тенденции) является итоговым этапом в ее осуществлении. Таким образом, агрессивное поведение есть результат реализации ряда агрессивных тенденций, включающих именно те стратегии, которые личность может позволить себе по тем или иным причинам воплотить в реальной деятельности.

Что касается понятия «агрессивное поведение», то современные научные источники предлагают множество и часто далеко неоднозначных определений данного понятия. В зарубежных исследованиях общим во всем многообразии толкований понятия является представление об агрессивном поведении как изначально вредоносном (Р. Берон, Д. Ричардсон, 2001; К. Изард, 2000; Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон, 1992; Г. Линденфилд, 1997; М. Мак-Кей, П. Роджерс, Ю. Мак-Кей, 1997; и др.).

Отечественная научная мысль также склонна понимать анализируемое поведение как нацеленное на причинение вреда другому. Об этом, в частности, свидетельствуют следующие определения интересующего нас феномена.

Румянцева Т. Г. трактует агрессивное поведение как «поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [46]. В психологическом словаре под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского агрессивное поведение рассматривается как «специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб». Но данное общее понятие существенно преображается в интерпретациях, даваемых в рамках различных психологических теорий и подходов. Присутствуют и более широкие трактовки, когда определение касается практически всех аспектов деятельности человека. Однако, отличаясь обширностью, они не дают возможности уловить смысл, вкладываемый в само понятие. Общим, по нашему мнению, для различных подходов в области определения агрессивного поведения остается лишь понимание его в основе своей как вредоносного.

Мы считаем, что определение агрессии как «поведения, направленного на нанесение физического или психического вреда другому человеку или группе людей» [18] приводит к путанице в понимании двух таких понятий как «агрессия» и «агрессивное поведение». Если агрессия есть поведение то, что же тогда определяется понятием «агрессивное поведение». Возникает также вопрос о том, какова связь между понятиями агрессивность, агрессия и агрессивное поведение. Неоднозначность в трактовках перечисленных понятий рождает необходимость в уточнении каждого и выявлении связи между ними.

Представляется логичной следующая интерпретация понятий [19]:

-     агрессивность — устойчивая черта личности (индивидуальная склонность к агрессии).

-     агрессия - установка подчинения себе других или доминирования над ними, которая может проявляться в реальном поведении или фантазировании.

-     агрессивное поведение — поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Из анализа представленных определений становится ясно, что агрессивность и агрессия личности могут проявляться в агрессивном поведении, демонстрируемом ею. В данном случае агрессивность, проявляющаяся в поведении, есть реализующаяся на практике готовность к агрессивному поведению, а агрессия, воплощенная в агрессивном поведении, является претворенной в жизнь тенденцией подчинения себе других или доминирования над ними.

На сегодняшний день в научном мире существует немало теорий, объясняющих природу агрессивного поведения. Данная проблема является предметом значительного числа психологических работ как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии (A. Bandura, 1950; Z. Berkowits, 1962; A. Buss, 1961; К. Lorens, 1967; С. Richard, R. Walters, Murray Braun, 1948; и др.) и ряд экспериментальных работ. Многообразны и подходы к пониманию природы и характера данного психологического феномена.

Представление об агрессивном поведении как врожденной реакции человека, развиваемое в русле этологического и психоаналитического подходов, предусматривает понимание его через призму такого понятия, как «врожденный инстинкт». Как нам кажется, происходит некое отождествление человеческой психики и как следствие поведенческих процессов, определяемых ею, с психикой животых.

В частности, Бютнер К. считает, что «вряд ли в поведении животных
Добавил: Демьян |
Просмотров: 1373
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba