Глава 1. Теоретические основы
исследования состояния процессов общения
у дошкольников с ОНР
1.1. Характеристика развития речи у
дошкольников в норме и патологии
Для того чтобы четко
понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного
речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития,
каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в
этом процессе.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей,
по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н.
Гвоздев прослеживает последовательность
появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов
предложений и на этой основе выделяет ряд периодов [12].
Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом
развитии всего два этапа: подготовительный (до двух лет) и этап
самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев устанавливает
четыре этапа в становлении речи детей [33]:
- первый - подготовительный
- до одного года;
- второй - преддошкольный
этап первоначального овладения языком - до трех лет;
- третий - дошкольный -
до семи лет;
- четвертый - школьный.
Знание закономерности
речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. «Не
следует направлять трехлетнего ребенка к логопеду для устранения недостатков
звукопроизношения, потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в
данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление,
называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено
еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата». И, наконец,
знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того,
чтобы правильно построить всю корреционно-воспитательную работу с детьми [18].
Однако, как показывает анализ
большей части психологических исследований, процесс становления у детей первой
функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых
семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа
[38].
На первом этапе ребенок
еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь
постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем.
Это довербальный период.
На втором этапе осуществляется
переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать
простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это
этап возникновения речи.
Третий этап охватывает
все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все
более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это
этап развития речевого общения.
На каждом этапе
становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма
разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее
ребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор
влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах
становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее
развитии).
Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе
развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены
нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.
Между периодом невербального общения выделяется своеобразная переходная фаза,
когда ребенок уже мог бы заговорить, но еще не прибегает к слову. Ребенок
многие недели не прибегает по своей инициативе к речи, а остается на уровне
доречевой коммуникации. Почему это происходит, что мешает ребенку, понимающему
речь и артикулирующему нужные слова, заговорить? Лишь активность партнера -
взрослого человека - является тем критическим моментом, который преобразует всю
ситуацию для ребенка, побуждая его к речи.
Взрослый предлагает
ребенку сотрудничество особого рода: деловое общение с ребенком и практическое
взаимодействие по поводу предмета.
К общению мы относим лишь те виды деятельности, объектом которых является
другой человек, партнер по общению. Если объектом деятельности служит,
например, игрушка, то это будет уже предметная деятельность.
Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на
уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в
конце первого года жизни маленький ребенок произносит свое первое слово,
обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет
овладевает способностью использовать вербальные средства для взаимодействия с
окружающими людьми, сначала только с взрослыми, а после двух лет и с другими
детьми.
Существуют три основные формы речевых реакций у детей:
Речевые реакции в отсутствии партнера - это наиболее элементарная форма.
Диалог - в разговоре активны двое: один обра
|