Глава 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА И ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА
1.1. Специфика использования категорий образа и имиджа: подходы к определению
Прежде чем рассматривать
концептуальные подходы к анализу понятий «образ» и «имидж», рассмотрим понятие
«конструктивизм». Эпистемологический
конструктивизм - это трактовка познания как конструирования, а эмпирической
реальности – как продукта познавательной активности. Конструктивизм
противостоит философскому и научному реализму – представлению о познании как об
отражении «объективной реальности». Конструктивизм исходит из того, что
информация не содержится в объекте и не извлекается из него в ходе познания, а
является продуктом того или иного субъект-объектного отношения, включающего
позицию наблюдателя, его практическую деятельность, средства познания, в
результате чего знания активно выстраиваются познающим субъектом в виде разного
рода ментальных конструктов, моделирующих и предопределяющих его опыт.
Термин «конструктивизм» в
этом значении начал использоваться Ж. Пиаже в конце 1960-х гг. и приобрёл
распространение в 1980-е гг. для обозначения широкого спектра теоретических и
методологических построений, акцентирующих роль прошлого опыта, категоризации,
установок и схем в процессе восприятия, роль языка, дискурсов и др. культурных
практик в построении картины мира, роль социальных, исторических и культурных факторов в производстве научных
знаний и т. п. В центре проблематики конструктивизма стоит исследование
процесса конструирования знаний индивидом, социальным сообществом, наукой.
В социальных науках
конструктивистский подход к обыденному и научному познанию, получивший название
социальный конструкционизм (или социальный конструктивизм), делает акцент на
опосредованности познания коммуникацией, дискурсивными практиками и культурными
конструктами, опираясь на концепцию языковых игр Л. Витгенштейна, анализ
дискурсивных практик во французском постструктурализме (прежде всего, в работах
М. Фуко), идеи Л. С. Выготского о культурно-исторической обусловленности человеческой психики,
социологию науки Т. Куна и др. идеи, связанные с рефлексией социокультурных
факторов порождения знаний.
Анализ
отечественных и зарубежных социологических источников выявил многозначность
употребления термина «социальное конструирование». Но любое его значение
содержит смысловой оттенок созидательности и позитивности.
Конструирование
определяется как созидательный инструмент,
обязательно содержащий компонент творчества субъекта.
Инструментальный
подход в зависимости от допускаемой исследователями степени вмешательства в
социальную жизнь разграничивает понимание социального конструирования:
1)
как проектирования предстоящей практической деятельности;
2)
как проектирования социальной технологии;
3)
как проектирования теоретического образа объекта, который предстоит
преобразовать, изменить.
В вышедшей в 1966 работе
П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» были заявлены
основные тезисы социального конструктивизма как исследовательской программы, направленной
на изучение того, как общепринятая в той или иной культуре «консенсусная
реальность» формируется в результате социальных взаимодействий, включая в себя
значения, классификации, ценности, социальные институты, воспринимаемые как
части «объективного» миропорядка.
По мнению авторов труда «Социальное
конструирование реальности» истоки
возникновения социальных институтов нужно искать в физической природе
человеческих существ. Биологические особенности организма человека не позволяют
ему в должной мере стабилизировать и упорядочивать свое существование (самым
ярким примером подобной особенности является пластичность человеческой
сексуальности). Поэтому стремление скоординировать социальную составляющую
своей жизни есть антропологическая необходимость для успешного выживания: «Внутренняя
нестабильность человеческого существования вынуждает его к тому, чтобы человек
сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения. Человек должен сам
классифицировать свои влечения и управлять ими. Эти биологические факторы
выступают в качестве необходимых предпосылок создания социального порядка».
Одной из особенностей институтов, по
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование
реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С.89.
|