Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [215] Курсовая [34]
Реферат [13] Разное [4]
Отчет по практике [2]




Сб, 18.05.2024, 09:45
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Психология » Диплом [ Добавить материал ]

2681. Совладеющее поведение и его проявление в детском возрасте
Диплом | 06.10.2011, 18:43
Год 2010
Стоимость 3000
Оглавление

Введение    3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления совладеющего поведения
1.1.Понятие и характеристики совладеющего поведения    6
1.2.Особенности мотивации как детерминанта совладеющего поведения………………………………………………………………………..16
1.3.Защитные механизмы совладеющего поведения и их проявление в детском возрасте    23
Выводы по первой главе    41
Глава 2. Эмпирическое исследование совладающего поведения у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования    42
2.2. Результаты исследования    48
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования    60
Выводы по второй главе    64
Заключение    65
Список использованной литературы    69
Приложения

Введение

 

Для успешного взаимодействия с трудной стрессовой, кризисной ситуации, необходимы навыки совладающего поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых стрессовой, кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее неразрешимость или опасность.

 Совладающее с трудностями поведение, или копинг, — это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптивности и по-разному представлено в каждом возрастном периоде [23].

Копинг является стабилизирующим фактором, помогающим человеку, осуществить психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю [19]. Умение человека овладевать трудными жизненными ситуациями является важным показателем уровня развития личности. Выработка широкого спектра эффективных способов и стратегий разрешения трудных ситуаций, формирование навыков их гибкого использования адекватно требованиям условий ситуации повышает позитивный потенциал личности, развивает её психологическую устойчивость [11].

Далеко не всегда, ребенок, испытывающий стресс, прибегает к совладеющему поведению, предпочитая поведение защитное. Психологическая защита - это система стабилизации личности, направленная на ограждение создания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций, личность использует специальные механизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, замещение, сновидение, сублимацию, отчуждение и другие [20].

В исследованиях З.Фрейд [39] было показано, что включение психологической защиты может привести не только к актуальному облегчению, но и к проявлению стабильных, длительно функционирующих структур, которые в дельнейшем будут активизироваться в сходных жизненных обстоятельствах. Понятие психологической защиты и  защитного поведения появилось в психотерапевтической практике в конце 19 века З.Фрейд, 1894, А.Фрейд, 1927 [16] и является предметом исследований в современной науке Р.М.Грановская, 1984, [12], Л.Р. Гребенников, Е.С. Романова, 1996, Е.В. Чумакова, 1998, [18] В.Г. Каменская, 1999, Д. Паркер и Н. Эндлер, 1990 [26].

Проблема совладающего со стрессом поведения, активно разрабатываемая за рубежом, с 90-х годов стала сферой научных интересов российских ученых Л.А. Китаев-Смык, 1983, Л.И.Анцыферова, 1994, В.М. Ялтонский, 1995, Н.Ф. Михайлова, 1998, Сапоровская, 2002, Е.В. Куфтяк, 2003, О.Б. Подобина, 2004, Е.А. Белан, 2004 [24] . Актуальность исследования совладающего поведения детей обусловлена тем, что обучение в школе сопровождается переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с учебным процессом, так и с личными взаимоотношениями. Помощь ребенку в формировании совладающего поведения, эффективна в преодолении стресса. Проблемка изучение совладающего поведения у детей до сих пор до конца не разработана. Особого интереса, заслуживает младший школьный возраст. Развитие способов совладающего поведения, необходимо для профилактики уязвимости  к стрессу, развитие поведенческих навыков, обучение навыкам поведения. Наиболее нуждаются в этом дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучить  механизмов и функций совладающего поведения у детей 7 -8 лет.

Объект исследования: проявление совладающего поведения в детском возрасте.

Предмет исследования - стили и стратегии совладающего поведения детей и механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения детей 7 -8 лет.

Гипотеза исследования:  существует связь, между развитием совладающего поведения и мотивацией достижения  в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1.     Проанализировать особенности, закономерности  и функции совладающего поведения в имеющихся теоретических и эмпирических исследованиях;

2.     Определить особенности формирования совладающего поведения и защитных механизмов у детей;

3.     Исследовать и выявить особенности, механизмы совладающего поведения у детей 7-8-лет;

4.     Сформулировать выводы.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, психолого – педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Выявлена и описана феноменология и соотношение защитного и совладающего поведения у младших школьников. Определены роль и значение использования совладающего поведения у детей

Практическая значимость работы Результаты исследования представляют интерес для психологической, педагогической, психотерапевтической практики и социальной работы.

Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления совладеющего поведения

1.1.Понятие и характеристики совладеющего поведения

 

Совладание личности с трудными жизненными ситуациями (копинг -поведение, от англ. «to cope» - справляться, совладать с чем-либо, прежде всего, с трудностями) изучается с 50-60 гг. XX в., прежде всего в зарубежной психологии для описания преодоления детьми кризисов развития [24].

Совладание как отдельная психологическая проблема и область исследований сложилась достаточно недавно, к началу 60-х гг. ХХ века. Исходно ее статус был более чем скромен, а практика исследований более чем локальна, – изучение совладания берет свое начало от работ Л.Мерфи, который исследовал способы преодоления детьми кризисов в собственном развитии.

Позднее понятие «coping» стало широко использоваться при изучении стресса: оно понималось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления стрессового влияния. Постепенно понятие «coping» начинает активно применяться для изучения поведения личности в любых ситуациях, категорируемых человеком как критические или же «трудные» [20].

 Характерно, что в отечественной психологической литературе до сих
Добавил: Демьян |
Просмотров: 610
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba