Для
успешного взаимодействия с трудной стрессовой, кризисной ситуации, необходимы
навыки совладающего поведения, смысл которого — овладеть, разрешить или
смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых стрессовой,
кризисной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно разгадав ее
неразрешимость или опасность.
Совладающее с трудностями поведение, или
копинг, — это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения
защитного. Оно создает фундамент стойкости, высокой жизнеспособности,
адаптивности и по-разному представлено в каждом возрастном периоде [23].
Копинг
является стабилизирующим фактором, помогающим человеку, осуществить
психологическое приспособление во время переживаемого стресса. Совладающее
поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться
с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным
особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это
сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование
ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не
поддается контролю [19]. Умение человека овладевать трудными жизненными
ситуациями является важным показателем уровня развития личности. Выработка
широкого спектра эффективных способов и стратегий разрешения трудных ситуаций,
формирование навыков их гибкого использования адекватно требованиям условий
ситуации повышает позитивный потенциал личности, развивает её психологическую
устойчивость [11].
Далеко не всегда, ребенок, испытывающий стресс, прибегает
к совладеющему поведению, предпочитая поведение защитное.
Психологическая защита - это система
стабилизации личности, направленная на ограждение создания от неприятных,
травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами,
состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций, личность использует
специальные механизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение,
проекцию, идентификацию, замещение, сновидение, сублимацию, отчуждение и другие
[20].
В исследованиях З.Фрейд [39] было показано, что включение психологической
защиты может привести не только к актуальному облегчению, но и к проявлению
стабильных, длительно функционирующих структур, которые в дельнейшем будут
активизироваться в сходных жизненных обстоятельствах. Понятие психологической защиты
и защитного поведения появилось в
психотерапевтической практике в конце 19 века З.Фрейд, 1894, А.Фрейд, 1927 [16]
и является предметом исследований в
современной науке Р.М.Грановская, 1984, [12], Л.Р. Гребенников, Е.С. Романова, 1996, Е.В. Чумакова, 1998, [18]
В.Г. Каменская, 1999, Д. Паркер и Н. Эндлер,
1990 [26].
Проблема совладающего со стрессом поведения, активно
разрабатываемая за рубежом, с 90-х годов стала сферой научных интересов
российских ученых Л.А. Китаев-Смык, 1983, Л.И.Анцыферова, 1994, В.М. Ялтонский,
1995, Н.Ф. Михайлова, 1998, Сапоровская, 2002, Е.В. Куфтяк, 2003, О.Б.
Подобина, 2004, Е.А. Белан, 2004 [24] . Актуальность исследования совладающего
поведения детей обусловлена тем, что обучение в школе сопровождается
переживанием различных стрессовых ситуаций, связанных как с учебным процессом,
так и с личными взаимоотношениями. Помощь ребенку в формировании совладающего
поведения, эффективна в преодолении стресса.
Проблемка изучение совладающего поведения у детей до сих пор до конца не
разработана. Особого интереса, заслуживает младший школьный возраст. Развитие
способов совладающего поведения, необходимо для профилактики уязвимости к стрессу, развитие поведенческих навыков,
обучение навыкам поведения. Наиболее нуждаются в этом дети дошкольного и
младшего школьного возраста.
Цель исследования:
изучить механизмов и функций совладающего
поведения у детей 7 -8 лет.
Объект исследования:
проявление совладающего поведения в детском возрасте.
Предмет исследования
- стили и стратегии совладающего поведения детей и механизмы психологической
защиты и стратегии совладающего поведения детей 7 -8 лет.
Гипотеза исследования: существует связь, между
развитием совладающего поведения и мотивацией достижения в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать особенности,
закономерности и функции совладающего
поведения в имеющихся теоретических и эмпирических исследованиях;
2.
Определить особенности формирования
совладающего поведения и защитных механизмов у детей;
3.
Исследовать и выявить особенности,
механизмы совладающего поведения у детей 7-8-лет;
4.
Сформулировать выводы.
Методы исследования:
анализ литературы, наблюдение, беседа, психолого – педагогический эксперимент,
методы математической статистики.
Научная новизна и теоретическая
значимость исследования:
Выявлена
и описана феноменология и соотношение защитного и совладающего поведения у
младших школьников. Определены роль и значение использования совладающего
поведения у детей
Практическая значимость работы
Результаты исследования представляют интерес для психологической,
педагогической, психотерапевтической практики и социальной работы.
Совладание
личности с трудными жизненными ситуациями (копинг -поведение, от англ. «to
cope» - справляться, совладать с чем-либо, прежде всего, с трудностями)
изучается с 50-60 гг. XX в., прежде всего в зарубежной психологии для описания
преодоления детьми кризисов развития [24].
Совладание
как отдельная психологическая проблема и область исследований сложилась
достаточно недавно, к началу 60-х гг. ХХ века. Исходно ее статус был более чем
скромен, а практика исследований более чем локальна, – изучение совладания
берет свое начало от работ Л.Мерфи, который исследовал способы преодоления
детьми кризисов в собственном развитии.
Позднее
понятие «coping» стало широко использоваться при изучении стресса: оно
понималось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых
индивидом для ослабления стрессового влияния. Постепенно понятие «coping»
начинает активно применяться для изучения поведения личности в любых ситуациях,
категорируемых человеком как критические или же «трудные» [20].
Характерно,
что в отечественной психологической литературе до сих
|