Введение
Исследования детей
дошкольного возраста показывают, что достаточно большое количество детей имеют
соматические расстройства и нуждаются в специальной психолого-терапевтической
помощи. В психолого-педагогической практике таких дошкольников относят к группе
особого риска, так как эти дети более других подвержены различным заболеваниям
и отклонениям в психофизиологическом развитии. Эти трудности особенно начинают
проявляться при поступлении ребенка в детские дошкольные учреждения, когда дошкольники
испытывают трудности с адаптацией в новых условиях, испытывают трудности в
общении со сверстниками и воспитателями, у них начинают проявляться различные
психосоматические заболевания. Все эти особенности развития ребенка могут
оказывать существенное негативное влияние на личность человека и на последующих
этапах онтогенеза, что и обусловливает социальную
значимость нашего исследовании.
Многоплановые психологические исследования проблемы формирования телесных
функций у детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии,
ведутся уже давно. Эта проблема привлекла внимание многих отечественных и
зарубежных психологов, найдя отражение в ряде работ А. Адлера, Г.А. Арина, Е.Э.
Газарова, В.В. Николаева, В.С. Мухина, А.М. Прихожана, А.Ш. Тхостов, З. Фрейда,
К.Г. Юнга. Работы этих и других авторов охватывают в основном теоретический пласт
изучения данной проблемы. Эмпирических же исследований в области влияния
личности родителей, уровня проявления детско-родительских отношений на
формирование у ребенка психосоматических проявлений и телесных функций
существует не так уж и много, что и предопределяет научную значимость данной работы.
Результаты проведения
теоретического и эмпирического исследования по проблеме формирования телесных
функций у детей дошкольного возраста поможет специалистам (психологам,
воспитателям) и родителям в работе с детьми в возрасте 3-7 лет. Это и объясняет
практическую актуальность нашей работы.
Исходя из
вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.
На современном этапе
развития социальной научной мысли констатируется, что у определенной части
детей дошкольного возраста наблюдается достаточно высокий уровень проявления
различных психосоматических заболеваний. Этот факт предопределяется целым рядом
психологических (особенности психофизиологического развития ребенка в этот
возрастной период) и социальных (условия воспитания в семье и детском саду)
факторов. В то же время, на сегодняшний день остается мало изученным условия
внутри диады «родитель-ребенок», при которых соматические проявления у детей
проявляются в возрасте 3-7 лет проявляются наиболее ярче.
В связи с этим, целью
нашего исследования – изучение формирования телесных функций у детей
дошкольного возраста.
Объект исследования - изучение
детско-родительских отношений ребенка в возрасте 3-7 лет.
Предмет исследования – выявление взаимосвязи между личностными
особенностями родителей на соматическое здоровье детей.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между личностными
особенностями родителей и особенностями протекания детско-родительских
отношений, которые при неблагоприятном течении влияют на соматическое состояние
ребенка в возрасте 3-7 лет.
Задачи исследования:
1. Провести комплексный анализ литературы по
проблеме.
2. Выявить особенности формирования ребенка в
дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать понятие
психологии телесности и формирования телесных функций у детей дошкольного
возраста.
4. Подобрать пакет
диагностических методик для проведения исследования по проблеме формирования
телесных функций у детей дошкольного возраста.
5. Провести анализ
полученных результатов эмпирического исследования.
6. Провести
корреляционный анализ факторов детско-родительских отношений и формирования у
ребенка алекситимического типа личности.
Эксперимент проводился
на базе ДОУ № 1473 г.
Москвы. Выборочную
совокупность исследования составили три группы дошкольников: в возрасте 3, 5-6
и 7 лет. В каждую возрастную подгруппу вошли 15 человек. Общая выборка детей
составила 45 воспитанников детского сада. В исследовании также приняли участие
мамы детей (также 45 человек).
Глава 1. Теоретические аспекты
изучения проблемы формирования телесных функций у детей дошкольников
1.1. Психология телесности как
предмет изучения современной психологии
Телесность — особенное явление: наиболее присущее человеку
и одно из наименее известных ему. Само слово «телесность» появилось
в словарях русского языка в первой половине XX века. Вначале
у И. А. Бодуэна де Куртенэ, а затем в словарях Ушакова
и Ожегова [45]. В словаре «живого великорусского языка» Вл. Даля не
было главы «тело», но была глава «плоть» — «тело животного
и человека; все вещество, из коего состоит животное тело …». Бодуэн де
Куртенэ, Ушаков и Ожегов ввели в свои словари «тело» и выделили
прилагательное «телесный» — «принадлежащий организму, телу… земной,
материальный, в противоположность духовному». Далее следует производное от
него существительное «телесность». Толковать «телесность» они не стали,
|