Введение
Актуальность
нашего исследования заключается в повышении
эффективности процесса ресоциализации детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию в условиях учреждений дополнительного образования.
Сегодня
наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями:
изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация,
усиливается конфликтность и бездуховность. Отрыв социального воспитания от
обучения, подход к ним как к двум изолированным процессам, взгляд на социальное
воспитание как на сопутствующую учению, второстепенную деятельность,
недостаточный уровень подготовленности педагогов к работе с детьми попавшими в
трудную жизненную ситуацию - все это привело к тому, что система предупреждения
и преодоления ресоциализации подростков в учреждениях дополнительного
образования, по справедливому замечанию А. Б. Фоминой, не отвечает задачам
сегодняшнего дня и, как следствие, утратила способность противостоять негативным
явлениям. В связи с этим сегодня остро стоит проблема теоретико-методического
обеспечения процесса ресоциализации подростков[48, 106с].
В
Российской Федерации сложился механизм формирования и реализации
государственной социальной политики в
области защиты и интересов детей, обеспечения полноценного развития и реабилитации ребенка, имеющего отклонения
поведенческого характера. Ведется профессиональная подготовка специалистов,
работающих с детьми. Однако недостаточно внимания уделяется именно предупреждению
ресоциализации детей на основе изучения
его причин и психолого-педагогических характеристик социума.
Важность этой задачи находит подтверждение в таких документах, как «Конвенция ОНН о правах ребенка», «Всемирная
декларация об обеспечении выживания, защиты и
развития детей», Президентская программа «Дети России», Закон РФ «Об
образовании», «Основы законодательства РФ об охране граждан» и др. Принятые
документы значительно расширяют возможности предупреждения и преодоления
асоциального поведения подростков, однако возникает острая необходимость
разработки методического обеспечения данного процесса.
Несмотря на значительную стабилизацию социально-экономической ситуации в
стране, до сих пор сохраняются такие социальные явления, как бедность, безработица,
недостаточная культура в области планирования семьи и воспитания детей,
наблюдается рост семей с низким социальным статусом, большинство из них
составляют категорию детей с асоциальным поведением. Особое значение в данном
случае приобретают вопросы социализации личности детей и подростков, их
самореализация, сохранение и развитие индивидуальности, социальной
адаптированности. В ряду актуализировавшихся в последнее время вопросов
занимает место такой важный аспект, как повышение эффективности ресоциализации
детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Следует отметить, что в основе ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию лежат
нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация
регуляции поведения, десоциализация. Источником асоциального, антиобщественного
поведения является совокупность объективных и субъективных факторов,
детерминирующих неприспособленность человека
к конкретным условиям социально
полезной деятельности (его дезадаптацию). Дезадаптация влечет отчуждение
человека от социально-позитивных связей и отношений, и как следствие, вызывает
его десоциализацию[57,98с].
В современной России в силу ряда объективных и субъективных
причин наименее социально защищенной и наиболее
склонной к ресоциализации населения
являются несовершеннолетние, то есть, лица, не достигшие, установленного
законом возраста полной дееспособности (в нашей стране – 18 лет ). При этом
одной из наиболее острых проблем российского общества является высокий уровень
правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Основные причины,
способствующие этому – произошедшие в 1990-е годы изменения привычного уклада
жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных
возможностей семьи и системы образования.
Хочется подчеркнуть, что снижение жизненного уровня большей части населения
сыграло существенную роль в возникновении глубоких деформаций в семейной сфере,
рост жестокости и насилия в семье, беспризорность и т.д.[66, 57с ].
В работах В. А. Беликова, Г. Г. Гранатова, Р. А.
Литвак, А. В. Мудрик, А. Я. Найна, В. Д. Семенова и др. рассматривается влияние
среды и других факторов на процесс адаптации личности и ее ресоциализации,
преодоление асоциального поведения.
В
научной литературе достаточно активно рассматривались вопросы ресоциализации, девиантного, асоциального,
делинквентного поведения подростков и специфические особенности работы с ними.
В исследовании последних лет наметилось несколько направлений: сущность и
механизмы социальной дезадаптации, реадаптации, асоциализации и ресоциализации
подростков (Г. А. Аванесов, Б. Н.. Алмазов, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, Л.
П. Буева, С. А. Беличева, С.К. Бондарева, А. В. Пищелко, А. Н. Суханов, Ю.И.
Юричка и др.); закономерности воспитания подростков девиантного поведения (А.
С. Белкин, Н. Н. Верцинская, Л. М. Зюбин, В. А. Крутецкий и др.);
социально-педагогические причины возникновения отклонений в поведении
подростков (Б. Н. Алмазов, А. Л. Гройсман, Р. А. Дабагян, Э. Г. Костяшкин, Г.
П. Медведев, В. С. Торохтий и др.); предупреждение отклонений в поведении
подростков (Е. И. Антипова, В. Н. Гуров, И. В. Козубовская, Э. Г. Костяшкин,
Ю.И. Юричка и др.);вопросы перевоспитания подростков асоциального, девиантного
поведения в специальных воспитательных учреждениях (В. Г. Деев, М. Г. Детков, В.М. Литвинков, А. В. Пищелко, М.П. Стурова,
Г. А. Уманов и др.); исследования правовых аспектов проблемы (Б. Н. Алмазов, А.
И. Долгова, В. Д. Ермаков, В. С. Иванов, Г. М. Миньковский и др.);
медико-психическая специфика ресоциализации поведения (С. А. Алексеев, М. А.
Алемаскин, С. А. Бадмаев, С. А. Беличева, Е. Е. Гороховский, А. Г. Ковалев и
др.).
Цель
исследования: выявить и обосновать
социально-педагогические условия эффективности успешной ресоциализации детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях УДО.
Предмет
исследования: процесс ресоциализации детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию в условиях УДО.
В
соответсвии с поставленной целью нами
сформированы следующие задачи
исследования:
1.
Проанализировать отечественный и зарубежный опыт научно-методической литературы
по проблеме.
2. Уточнить сущность и содержание понятия «дети, попавшие в трудную
жизненную ситуацию».
3. Разработать, обосновать и апробировать модель по ресоциализации детей
попавших в трудную жизненную ситуацию в УДО
4.
Выявить, обосновать и апробировать социально-педагогические условия
эффективности успешной ресоциализации детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию в условиях УДО.
5.
Разработать и экспериментально проверить методические рекомендации
эффективности процесса ресоциализации детей попавших в трудную жизненную
ситуацию в УДО.
Для
решения поставленных задач применялся комплекс методов педагогического
исследования: общетеоретические (анализ литературы, продуктов деятельности), эмпирические
(беседа, наблюдение, обобщение опыта, анкетирование), математические методы
статистической обработки данных, ранжирование.
Ожидаемый социальный эффект заключается в:
- моделировании эффективной
успешной ресоциализации детей попавших в трудную жизненную ситуацию через специально
созданное взаимодействие взрослых и подростков (детей)
в процессе обучения и воспитания (на занятиях, в повседневной
деятельности), оказание социально-педагогической
поддержки рамках учреждения дополнительного образования,
разработке критериев оценки эффективности ресоциализации;
- разработке и экспериментальной проверке
дидактического обеспечения, а также методических рекомендаций процесса
ресоциализации детей попавших в трудную жизненную ситуацию в УДО.
Ожидаемый
экономический эффект нам
представляется в том, что при успешной ресоциализации
детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в условиях учреждений дополнительного
образования произойдёт самостоятельное стремление к социальной адаптации в
других социальных институтах и, как следствие, активное усвоение новых знаний,
ценностей, норм поведения.
В
настоящее время данная проблема является актуальной,
поскольку в современной
социально-экономической ситуации успешная ресоциализация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию реализация
приобретает все
большую значимость. Изменения в жизни российского общества, приведшие к усилению его расслоения;
кризису семьи, ресоциализации детей
и подростков обуславливают необходимость переосмысления подходов к воспитанию и
образованию в современном мире, поиск новых форм и методов работы, к
организации успешной ресоциализации в различных социальных институтах, в
частности в учреждении дополнительного образования детей.
|