Глава 1. Теоретический аспект проблемы семей и их роли в становлении
личности ребенка
1.1. Общее представление о семье
Обзор литературных источников,
позволяет заключить, что семья является важнейшим институтом воспитания и
социализации личности ребенка. Именно семья убедительно лидирует в качестве
важнейшего фактора воспитания.
Педагогическая роль эталона и идеала,
каковыми изначально являются для детей родители, огромна. Отечественные педагоги
и психологи выяснили, что такие важнейшие качества личности человека, как
эмоциональная отзывчивость, коммуникативный потенциал, направленность и
способность к произвольной регуляции своей деятельности, а также целый ряд
других, не менее важных, во многом определяются стилями взаимоотношений в семье
и ее отношениями с окружающей действительностью. Все те взаимоотношения в
семье - их характер - позволяют довольно точно прогнозировать будущие
отношения ребенка со своими сверстниками и его положение в группе:
благополучие в семье в этом вопросе автоматически переносится в другие среды
взаимоотношений. Отсутствие душевной подлинной близости в отношениях между родителями
и детьми и бедность их общения чаще всего лежит в основе дефектов развития и
воспитания ребенка, а именно в родительских
установках.
Родительская установки – это
настроенность на осуществление той или иной деятельности или торможение
активности родителей в ситуации по отношениям к детям.
Родительские установки выступают в качестве:
- состояний готовности родителей,
позволяющих эффективнее выполнять определенную деятельность;
- освободителей от принятия решений и
произвольного контроля протекания воспитания
в стандартных ситуациях.
На принятие той или иной установки
влияют многие факторы.
Так первоочередным фактором в
принятии той или иной установки выступает определение семейных ролей: матери,
отца, братьев, сестер. Каждый член семьи создает особый тип общения, поэтому
отсутствие любого из них расстраивает систему семейных взаимодействий и
взаимоотношений, которые имеют огромное влияние на определенные установки.
Когда в семье нет личностного образца соответствующего пола или наблюдается доминирование
лиц противоположного пола, то такое положение может привести к отрицательным
последствиям и даже к нарушениям в сфере будущей половой жизни человека.
Процесс отождествления детей со своими родителями становится началом усвоения
ими норм поведения.
Одним из факторов, нарушающих
выполнение привычных установок в воспитании, могут быть изменения в ее составе.
Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха
утрате ощущения безопасности. Распад семьи может вызвать у него депрессию и ряд
других симптомов невроза. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким
является для ребенка развод родителей, создает также определенные условия для
его асоциального поведения.
Когда в семье господствует хороший
эмоциональный климат, то дети постепенно обогащаются жизненным опытом, который
необходим для формирования личности. Наблюдение свидетельствует о том, что
наиболее сложно складываются взаимоотношения в семьях, в которых проживает несколько
поколений. Большое значение имеет отношение отца и матери к каждому из детей.
Если родители одному из них создают привелигерованное положение, то другие дети
чувствуют себя в родном доме неуверенно, им кажется, что они не любимы, у них
отсутствует ощущение безопасности. Бабушки и дедушки с годами меняют свои
воспитательные методы и к внукам относятся значительно снисходительнее, чем к
своим детям, тем более что они уже не несут ответственности за воспитание. Эта
позиция старшего поколения влечет за собой повышенную строгость родителей по
отношению к детям. Иногда бывает и наоборот. Бабушки и дедушки не справляясь с
воспитанием ребенка, считают, что он ускользает от их контроля, в связи, с чем
объявляют его невежливым или несносным и требуют от родителей дисциплинарных
мер. В каждой из таких подобных ситуаций обращение с ребенком в семье становится
предметом бурных дискуссий, споров. Ребенок чаще всего слышит, как бабушка или
дедушка критикуют и комментируют слова и действия его родителей.
Конфликты между родителями, с одной
стороны, и бабушкой и дедушкой в другой стороны, опасны для развивающейся
личности ребенка. В хороших, нормальных семьях, состоящих из трех поколений,
бабушка может в повседневной жизни играть большую роль в развитии личности ребенка.
Факторы, которые влияют в семье на
личность ребенка, специалисты условно подразделяют на три группы.
Первая - это социальная микросреда
семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и
ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира.
Вторая - это внутри - и внесемейная деятельность, по преимуществу
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Издательство
политической литературы, 1985. - 231с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д:
Феникс, 1997. -736с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д:
Феникс, 1997. -736с.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная
психотерапия. — Л.: Медицина, 1990. -
192 с.
Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и дитя:
психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 288с.
|