855. Организация процесса маркетинговых исследований в социально - культурном сервисе и туризме
12.06.2009, 14:11
ДОКЛАД Маркетинговые исследования - существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Они придают рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие маркетинга и маркетинговых исследований представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики. В контексте вышесказанного цель написания работы - изложить определенную концепцию маркетинговых исследований, отражающей специфику и противоречивость его становления в нашей стране, адаптирующей мировой опыт и обеспечивающей максимальную реализацию маркетинговыми исследованиями социально-экономических функций, объективно присущих им в рыночном хозяйстве. Объектом исследования выступает ООО «Якорь». Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе: - изучение роли маркетинговых исследований в рыночной деятельности предприятия; - провести маркетинговые исследования рынка туруслуг; - разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговых исследований на рынке туруслуг. Предметом исследования являются аспекты маркетинговых исследований и организации маркетинговой деятельности на этом предприятии. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Российский туристический бизнес в какой-то степени явление уникальное. Туристический продукт на российском рынке – сама по себе вещь необычная, несравнимая ни с какой другой услугой или товаром. Это демонстрируется такими его свойствами, как: неосязаемость (покупается некая мечта или ожидание клиента), достаточно высокая стоимость (недельный отдых минимально обходится клиенту в месячный заработок, не считая дополнительных расходов на месте), ограниченность использования (намеченную поездку нельзя перенести или отказаться от нее, полностью вернув себе деньги), кредитование со стороны клиента (оплата турпоездки в визовые страны происходит за несколько недель и даже месяцев). Сюда можно добавить риски, связанные с техническими и природными катастрофами, а в последние годы – и с угрозой терроризма. Поэтому не случайно динамика изменения числа туристических фирм очень подвижна, а сроки их существования невелики. Туристическая отрасль на сегодняшний день не является самой продвинутой в плане проведения маркетинговых исследований. Даже в части получения статистических данных относительно въездных и выездных потоков постоянно приходится сталкиваться с немалыми трудностями. Но и появление большего числа изданий с публикациями исследований в области рынка туристических услуг все же принципиально не может изменить ситуацию и не решает проблему информационного голода в туристическом бизнесе. Существенные изменения в этом вопросе могут наступить только тогда, когда основные решения будут приниматься не по обобщенному мнению экспертов (пусть даже ведущих, опытных специалистов), а на основе данных о реальной ситуации на рынке. Без постоянно проводимых маркетинговых исследований здесь не обойтись. Однако в сфере проведения подобных исследований можно отметить не только общий дефицит информации, но и наличие определенных специфических условий, связанных с текущим состоянием туристической отрасли, вызванных большим количеством игроков на рынке и, безусловно, пересечением сфер их интересов. Выездной туризм в России – отрасль относительно молодая. Именно эта сфера туризма стабилизируется и старается занять достаточно прочные позиции, и ситуация на рынке в последнее время стала более-менее прогнозируемой. Экономическая ситуация в России заметно выровнялась, что в свою очередь, привело к увеличению числа туристов, выбирающих для своего отдыха зарубежные страны. Порой более выгодно приобрести тур за границу, где туристский сектор более развит и качество сервиса выше, чем пытаться организовать свой отдых внутри страны. Россияне постепенно учатся своевременно готовиться к отдыху за границей, выбирая и сравнивая предлагаемый туристский продукт, и многие из них уже знакомы со всеми необходимыми процедурами и со своими правами в отношении туристских фирм. ООО «Якорь» - фирма туроператор, начала свою деятельность с 1999 года. Логотип фирмы – слоник с кокосом. ООО «Якорь» предоставляет следующие виды и формы поездок: маршрутно-познавательные; спортивно-оздоровительные; деловые и конгресс-туризм; курортные, лечебные; шоп-туризм; трудоустройство и др. На основании полученных данных, построим конкурентный профиль ООО «Якорь». Сильными сторонами ООО «Якорь» являются: - цели и формируемые стратегии; - техническая оснащенность предприятия; - использование информационных технологий в процессе производства; - степень проработанности каналов сбыта; - финансовое состояние фирмы. Слабыми сторонами в деятельности ООО «Якорь» наблюдаются следующие: - качество планирования и управления в процессе производства; - Уровень образования персонала. В результате основными стратегиями в развитии ООО «Якорь» являются следующие: - Расширение номенклатуры предоставляемых туристских услуг; - Развитие системы персональных продаж; - Разработка новых туров. Результаты анализа свидетельствуют о том, что данная ситуация, сложившаяся в ООО «ЯКОРЬ» достаточно типична для российских предприятий на данном этапе перехода от плановой к рыночной экономике. Среди общих недостатков в организации маркетинговой деятельности на ООО «ЯКОРЬ» можно назвать следующие: • отсутствие единого методологического подхода к маркетинговой концепции компании; • ориентацию руководства компании на устаревшие маркетинговые концепции «интенсификации коммерческих усилий» и «совершенствования производства»; • отсутствие ясных стратегических целей и планов компании и линейных подразделений; • недостаточная деятельность компании в области рекламы и стимулирования сбыта; • отсутствие налаженной системы «обратной» связи с покупателями товаров и услуг туркомпании; • отсутствие единой политики в области развития и совершенствования товаров и услуг туркомпании. На основании этого, в дипломной работе были разработаны и предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговых исследований на рынке туруслуг.