Во-вторых, маркетинг создает и новый образ действия предприятия на рынке. Формируется целостная методология рыночной деятельности предприятия (фирмы), раскрывающая ее принципы, методы, средства, функции и организацию. Складывается и развивается система продвижения товаров, в которой используется богатый набор различных приемов: совершенствование функций товара, воздействие на потребителя, гибкая ценовая политика, реклама, эффективность каналов товародвижения и т.д. Закрытое акционерное общество "Чебоксарский трикотаж" - одно из самых крупных в России предприятий трикотажной промышленности. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности, стоимость которых отображается в балансе предприятия. Имущество предприятия, включая взносы основателей, произведенную продукцию, полученный доход являются исключительной собственностью основателей, которые имеют право распоряжаться им самостоятельно, продавать или передавать третьим лицам. Анализируя период с 2004-2005 гг. деятельности ЗАО "Чебоксарский трикотаж" видно, что произошло снижение показателей рентабельности продаж на 2,73 и на конец анализируемого периода данный показатель составил 19,8%. Причина сложившейся ситуации кроется в увеличении себестоимости , она за анализируемый период увеличилась на 1357093 тыс. руб., что составляет 104 % в то время как объем реализованной продукции увеличился незначительно. Показатели рентабельности деятельности в свою очередь так же снизились на 4,4. Таким образом, проанализировав деятельность ЗАО "Чебоксарский трикотаж" за 2004-2005 гг. видно, что произошли некоторые изменения, влияние которых на деятельность организации в целом можно оценить как среднее. Результаты анализа показывают о увеличении объема реализованной продукции за анализируемый период. В ЗАО "Чебоксарский трикотаж" отсутствует единая служба маркетинга, а затраты на рекламу и стимулирование сбыта носят разовый и бессистемный характер. Такое положение дел позволяет сделать вывод о том, что весь рост затрат на сбыт продукции был получен за счет увеличения операционных затрат на содержание отделов продаж. Этот вывод подтверждает и тот факт, что в 2004 году в компании существовал один отдел, а к концу 2005 года – три отдела, которые структурно входили во вновь сформированный отдел продаж. В настоящий момент складывается в общем позитивная макроэкономическая ситуация в экономике страны. По результатам экономического развития в 2005 г. достигнут 6,5 % общий рост ВВП. Национальная валюта, рубль, демонстрирует высокую стабильность. Уровень инфляции по данным 2005 года составил 12,7%. Среди общих недостатков в организации маркетинговой деятельности можно назвать следующие: • отсутствие единого методологического подхода к маркетинговой концепции компании; • ориентацию руководства компании на устаревшие маркетинговые концепции «интенсификации коммерческих усилий» и «совершенствования производства»; • отсутствие единой службы маркетинга на предприятии и целенаправленной деятельности в области управления маркетинговой деятельностью; • отсутствие ясных стратегических целей и планов компании и линейных подразделений; • ндостаточная деятельность компании в области рекламы и стимулирования сбыта; • отсутствие налаженной системы «обратной» связи с покупателями товаров и услуг компании; • отсутствие единой политики в области развития и совершенствования товаров и услуг компании, а также представляющих их торговых марок. Первым шагом на пути создания службы маркетинга на предприятии является определение ее системы организации. Наиболее простой и распространенной организацией службы маркетинга является функциональная организация. Анализ потребителей, их потребностей и особенностей представленных рынков, приведенный в аналитической части работы, позволяет говорить о схожести первого и второго сегмента потребителей. Таким образом, организация службы маркетинга компании должна поддерживать и развивать существующие рынки и товарные марки компании и иметь признаки функциональной организации. Рассмотрим подробнее предложенную структуру, а также функции групп, функциональные обязанности сотрудников и связь с другими подразделениями компании. Директор по маркетингу руководит департаментом маркетинга компании, организует и управляет всей деятельностью компании в сфере маркетинга, рекламы и стимулирования сбыта. Группа маркетингового планирования и контроля отвечает за стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности компании. Группа маркетинговых исследований отвечает за планирование, организацию, сбор информации и обработку результатов маркетинговых исследований, проводимых департаментом маркетинга. Группа экономического анализа и ценовой политики осуществляет анализ экономических показателей деятельности предприятия. При этом в задачу группы не входят задачи финансового анализа и планирования деятельности. Группа рекламы и стимулирования сбыта предназначена для планирования, организации и контроля рекламной деятельности компании, деятельности в области продвижения товаров и стимулирования сбыта. Группа управления товарными марками состоит из менеджеров по товарным маркам (бренд-менеджеров), в задачи которых входит координирование всего комплекса маркетинга своей торговой марки и определение товарной политики компании по каждой товарной марке. Группа разработки новых товаров и услуг отвечает за планирование, организацию и контроль деятельности компании в области разработки и внедрения новых товаров и услуг, а также выведение с рынка товаров и услуг, жизненный цикл которых подходит к концу. Предложенная структура отдела маркетинга и уровень полномочий его сотрудников максимально адаптированы к особенностям и потребностям ЗАО "Чебоксарский трикотаж" на данном этапе деятельности. Не исключено, что в процессе внедрения данного предложения, понадобится пересматривать функции отдельных подразделений или вводить дополнительные группы в сам отдел. Предложенная структура отдела маркетинга и уровень полномочий его сотрудников максимально адаптированы к особенностям и потребностям ЗАО "Чебоксарский трикотаж" на данном этапе деятельности. Не исключено, что в процессе внедрения данного предложения, понадобится пересматривать функции отдельных подразделений или вводить дополнительные группы в сам отдел.
|