Коммуникативные способности - это способности к
общению с окружающими, умение найти правильный подход, установить с ними
целесообразное взаимоотношение, наличие такта [22, c. 17].
Коммуникативность включает расположенность к людям,
доброжелательность, общительность. Общительность является основным компонентом
коммуникативных способностей. А. В. Мудрик выделяет следующие параметры
личности, влияющие на общительность:
- особенности мышления;
- свободное владение речью;
- эмпатия и спонтанность восприятия;
- определенные социальные установки (интерес к
самому процессу общения, а не только к его результату);
- коммуникативные умения [28, c. 78].
Ю. Л. Ханин, А. В. Мудрик, А. К. Маркова, В. А.
Кан-Калик рассматривали в своих работах компоненты общительности, в т. ч.
коммуникативные умения - умения, способствующие достижению высоких результатов
в общении.
Органическим компонентом коммуникативных
способностей являются речевые способности: хорошая вербальная память,
правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение
высказывания, умение ориентировать речь на собеседника. Естественно, что в
реализации речевых способностей важную роль играет общая эрудиция и культура.
Рассмотрим структуру коммуникативных способностей К. К. Платонова, состоящую из
трех подструктур.
Первую
подструктуру составляет гностическая способность, т.е. способность человека
понимать других людей. Ее элементы:
-
стремление к пониманию других людей;
-
умение слушать партнера по общению;
- наблюдательность;
- способность к идентификации.
Вторая подструктура – экспрессивная
способность, т.е. способность к самовыражению личности. В нее входят стремления
быть понятым другими, правдивость, культура речи, доверие партнерам.
Третья подструктура – интеракционная
способность, т.е. способность влиять на партнеров по общению. Она включает в
себя требовательность к членам коллектива, вежливость, такт,
дисциплинированность, умение убеждать, решительность [35, c. 76].
Коммуникативные способности
являются частью коммуникативной компетенции личности.
Анализ психологических исследований
в области коммуникативной компетентности показывает, что сегодня нет единой
трактовки понятия «коммуникативная компетентность». Это понятие трактуется
неоднозначно и рассматривается в связи с характеристикой взаимодействия людей.
Учитывая знания и умения в этой области, часто рассматривается как
личностное качество и поведение человека, базирующееся на индивидуальных
способностях общения, проявляющееся в социальном взаимодействии с другими.
Чаще всего в психологии под коммуникативной компетентностью понимают сложную
личностную характеристику, включающую коммуникативные способности и умения,
психологические знания в области общения, свойства личности, психологические
состояния, сопровождающие процесс общения [14, c. 54].
Сопоставление работ, посвященных структуре
коммуникативной
|