Глава 1. Теоретические основы мотивации специалистов отдела маркетинга
организации
1.1 Понятие и сущность мотивации специалистов отдела маркетинга
организации
|
Уникальное
профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное
преимущество любой компании, стремящейся упрочить свои позиции на рынке. В ХХI
веке эта максима, по оценке зарубежных
аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства,
поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в
рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное
развитие персонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит
требования ко всей работе по управлению персоналом в организации.
Управление персоналом в процессе своей эволюции прошло несколько стадий
развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом этапы этого
развития представлены в приложение 1. Существует
четыре основных школы, описывающих, как функционируют организации и люди,
работающие в них, и как управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор),
школа человеческих отношений (Э.Мэйо), "системный подход” (Н.Винер) и теория
случайности (Дж.Вудворд). Управление персоналом представляет собой как с
научной точки зрения, так и в практическом отношении, область деятельности,
которая характеризуется наличием самых разнообразных подходов и концепций. На
рисунке 1.1. приводится обзор различных концепций управления персоналом.
Выделяются основные школы, как: школа
научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих
отношений и школа науки управления (количественная школа). Кардинальная смена парадигм (см.
приложение 2.) от экономической (система I) к организационной (система II)
произошла на Западе в начале прошлого ХХ века. В советской России в явном виде
это случилось лишь в конце 60-х гг., хотя неявно бюрократическая разновидность
организационной парадигмы (при категорическом отрицании собственно "теорий
бюрократии") присутствовала и достаточно успешно применялась в
административно-командной системе в течении века в 30-60-е гг.
Рис. 1.1. Обзор
концепций управления персоналом
До сих пор
бюрократическое организационное мышление, по-видимому, доминирует в обыденном
сознании российских менеджеров, хотя на практике происходит его эрозия как в
негативном (из-за ослабления государственных структур), так и в позитивном
(из-за развития демократии и предпринимательства) планах.
Последнее
свидетельствует о постепенном проникновении в наше российское сознание социальных
концепций организации в рамках системы II, а теперь уже и новой гуманистической
парадигмы (система III), что в наших условиях является, с одной стороны,
спонтанной и причудливой реакцией на освобождение от оков тоталитаризма, с
другой - возвращением к российской гуманистической традиции коллективизма,
христианства, сострадания. На Западе же умеренное распространение системы III
выглядит эволюционным продолжением теорий пост-бюрократических организаций
(60-е гг.), которое получило новый импульс развития на рубеже 80-х гг. в связи
с пристальным изучением японского опыта управления.
Управление персоналом организации
или менеджмент персонала – это целенаправленная деятельность руководящего
состава организации, специалистов подразделений системы управления
персоналом, включая разработку концепции и стратегий кадровой политики,
принципов и методов управления персоналом.
Принципиальная схема управления персоналом
представлена в таблице 1.1.
Таблица
1.1.
Принципиальная схема управления персоналом
организации
Разработка и проведение
кадровой политики
|
Оплата и стимулирование
труда
|
Групповое управление,
взаимоотношения в коллективе
|
Социально-психологические
аспекты управления
|
Принципы подбора и
расстановки персонала
|
Формы оплаты труда
|
Вовлечение работников в
управление на низовом уровне
|
Мотивация труда
работников и творческая инициатива
|
Условия найма и
увольнения
|
Пути повышения
производитель-ности труда
|
Рабочие бригады и их
функции
|
Организационная культура
фирмы
|
Обучение и повышение
квалификации
|
Поощрительные системы
оплаты труда
|
Взаимоотношения в
коллективе
|
Влияние управления
персоналом на деятельность фирмы и ее организацию
|
Оценка персонала и его
деятельности
|
|
Взаимоотношения с
профсоюзами
|
|
Управление персоналом
осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и
предполагает:
- определение целей и основных направлений
работы с персоналом;
- определение средств, форм и методов
осуществления поставленных целей;
- организацию работы по выполнению принятых
решений;
- координацию и контроль за выполнением
намеченных мероприятий;
- постоянное совершенствование системы работы с
персоналом (см. рис. 1.2.).
Планирование
|
Определение общей стратегии
Оценка потребности и наличия
|
Организация
|
Анализ процесса труда
Составление графика работы
Создание системы продвижения по службе
Условия труда
|
Руководство
|
Кадровая политика
Мотивация через компенсацию
|
Контроль
|
Оценка
|
Рис. 1.2. Взаимосвязь
функций управления персоналом
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к
деятельности для достижения личных целей или
целей организации. Хотя сейчас общепризнано, что основные допущения,
заложенные в первоначальных концепциях
мотивации
Быкадоров, В. Л. Финансово-экономическое состояние
предприятия : практическое пособие / В.Л.Быкадоров. – М. : Приор, 2010. – 598
с.
Яхонтова, Е. С. Эффективные
технологии управления персоналом / Е. С. Яхонтова. - СПб. : Питер, 2011. - 272 с.
|