Глава 1. Теоретический аспект изучения вопроса психологической защиты и ее роли в успешности адаптации личности
1.1. Сущность и понятие успешности адаптации личности
Психологическая адаптация - это понятие, которое лежит в
основе концепции здоровья человека, так как заключение "психическое
расстройство" основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных
признаках низкой адаптационной способности человека. Проблемные ситуации,
возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для
формирования защитных механизмов и запуска адаптационных процессов [6].
Соответственно, потребность в коррекции поведения возникает
лишь в случаях напряжения адаптационных возможностей индивидуума. Наличие
компенсаторных способностей, позволяет относить к разряду здоровых людей.
Социализация – это процесс формирования конкретных
социально-психологических типов личности, как результата онтогенетического
развития. Личность может быть социализированной, но дезадаптированной. Более
того, дезадаптированный человек может стать следствием высокой степени
социализированности [1].
Адаптация (adaptation) – это системная реакция организма или
личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды. Речь идет о
приспособительных реакциях, а не о поддержании равновесия, гомеостаза, которые
ближе относятся к копинг-поведению [31].
Механизм адаптации имеет определенную структуру, включающую
ряд уровней [6]:
психо-физиологическая
адаптация,
психологическая
адаптация,
социальная адаптация.
Психо-физиологическая адаптация – это совокупность
физиологических реакции организма. Данный вид адаптации нельзя рассматривать
отдельно от психического и личностного компонентов.
Психологическая адаптация – это способность к сохранению
целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды.
Термин морально устарел, иногда используется в клинической психологии [6].
Все уровни адаптации одновременно в различной степени
участвуют в процессе регулирования.
Регулирование (adjustment) - определяется двояко (по Г.
Айзенку) [31]:
как состояние, в котором сталкиваются потребности индивида с
одной стороны, и требования среды с другой;
как процесс, посредством которого достигается состояние
баланса.
В процессе психологической адаптации активно изменяется как
личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения
адаптированности.
Аллопластическая адаптация – осуществляется изменениями
внешнего мира под существующие потребности личности [31].
Аутопластическая адаптация – осуществляется изменениями
структуры личности под условия среды.
Различают общую и ситуативную адаптацию, общая адаптация (и
адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных
адаптаций [24].
Социальную адаптацию можно описать, как отсутствие
переживания конфликта со средой.
Социально-психологическая адаптация – это процесс преодоления
проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на
предыдущих этапах своего развития навыки социализации, что позволяет ей
взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно
выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания, и при всем этом,
самоутверждаясь, удовлетворяя свои основные потребности [24].
Социальная уступчивость – это
исправления нарушений адаптации со стороны социальной среды таким образом, что
неприемлемые формы поведения в одних ситуациях, становятся приемлемыми для
других. Социальная уступчивость направлена в первую очередь на детей, а также
лиц страдающих нервно-психическими расстройствами [34]
n>
pc������ ormal align=center style='text-align:center'>Рис. 1.2. Основные
компоненты учебного процесса
Цели обучения задаются государственным образовательным
стандартом и социальным заказом общества. Цель — системообразующий компонент,
определяющий функции всех остальных компонентов методической системы.
Цели должны удовлетворять следующим условиям [51]:
- язык целеполагания должен быть точным и понятным как
учителю, так ученику и родителям;
- при формулировке целей должны использоваться элементы
языка целеполагания, представленные служебными словами: «уметь», «знать»,
«применять», «иметь представление о», «уметь давать характеристику», а также
осваиваемые понятия, операции, утверждения и связи между ними;
- на языке целей должны быть четко и ясно представлены
требования образовательного стандарта;
- формулировка цели должна обеспечивать ее диагностируемость
|