В
большинстве исследований, посвященных психологии развития, 18 – 22-летний
возраст относится к началу периода взрослости человека. Вместе с тем, хотя
предполагается, что у человека должен быть сформирован организм,
соответствующий нормативам зрелости, развиты личностные качества, за которыми
стоят усвоенные им основные ценности жизни и культуры, и как субъект
деятельности он полностью готов трудиться, эта готовность явить себя взрослым
всему своему окружению при сравнении разных людей дает, зачастую, очень пеструю
картину, особенно если выявлять уровни их развития, сопоставляя показатели хронологического,
биологического, социального и психологического возрастов, достигнутые каждым из
них.
Рассмотрим
основные новообразования девушек в возрасте 18-22 года. Прежде всего, стоит
заметить, что рассматриваемый нами возрастной период совпадает со временем
обучения девушек в вузе. В связи с этим отметим, что исследованием процессов,
характерных для периода обучения в вузе, занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев,
А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и многие другие [1, 2, 18]. В
исследованиях Н.В. Кузьминой, Ю.Н.Кулюкина, Б.Г. Ананьева, а также в работах
других исследователей (В.А.Сластенин, Е.М. Некиреев, Д.Б. Бромлей [35, с. 234])
представлен наибольший эмпирический материал наблюдений, экспериментов и
теоретических обобщений по этому вопросу.
Время
учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости.
Неопределенность собственного «Я» и своего будущего определена учеными как
ведущая проблема юности [1].
Для
сознания молодой девушки характерно состояние поиска себя
и
своего места в мире,
единомышленников, смысла жизни не только в узком, индивидуальном смысле, но и в
самом широком, глобальном философском плане. Это период наиболее активного
развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей
взрослого человека.
Преобразование мотивации, всей системы ценностных
ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с
профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера. Наряду
с этим, повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу,
верности и др.).
Студенческий
возраст, как отмечает Б.Г. Ананьев, представляет собой пору самоанализа и
самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с
реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное
«я» еще всесторонне не оценено самой личностью.
К
основным новообразованиям студенческого возраста ученые относят:
структурирование ценностных ориентации, формирование жизненных целей и планов;
осознанное стремление к самореализации и самоопределению; завершение
формирования Я-концепции и развитие самосознания, становление личной
идентичности; изменение системы личных отношений, развитие саморефлексии,
начало периода жизнеутверждения и т.п. [36].
В этом свете необходимо вкратце охарактеризовать
социальную ситуацию развития девушек в возрасте 18-22 года. Социальная ситуация
развития девушек на различных курсах имеет некоторые особые черты. Так, мы
можем отметить, что на первом курсе ими
решаются задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам
коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью
конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим
ролям. Первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями в силу того, что у
них еще не сформированы такие черты личности, как: готовность к учению,
контролировать и оценивать себя, уметь правильно распределять свое рабочее
время для самостоятельной подготовки. Эти качества начина
|