Глава 1. Теоретический аспект изучения вопроса способностей у людей зрелого возраста 1.1. Сущность и понятие способностей
Способности – это индивидуально-психологические особенности,
имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые
к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их
приобретения.
Однако развитие способности должно иметь какое-то "начало”,
точку отсчета. Задатки — это природная предпосылка способности,
анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.
Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и
статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе не
определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою
определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику
способности.
Способность – это наличное свойство или состояние
(компетенция) дающее возможность
осуществлять наблюдаемое поведение
или поведение с наблюдаемыми результатами.
Способности человека – индивидуальные-психические
особенности личности,
необходимые для успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Способности определяются степенью реализации прогнозирования - стратегии наилучшей
организации любых физических и психических процессов в организме.
Способности не сводятся только к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они
обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, точности и простоте
приемов овладения динамичными, глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками.
Различают общие способности (например,
интеллект),
необходимые для осуществления многих видов деятельности, и специальные способности,
необходимые для выполнения определенного вида деятельности
(например, математические, художественные, музыкальные способности).
Очевидно, что для осуществления любой эффективной профессиональной деятельности
необходимы как общие, так и специальные способности.
Природа человеческих способностей до сих пор вызывает
достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения,
ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически
обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение
и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся
тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей
обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском
возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло
быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась
в 3 года, Гайдна – в 4. Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько
позднее: у Рафаэля - в 8 лет, у Ван-Дейка - в 10, у Дюрера -в 15 лет[15].
Концепция
наследования способностей нашла отражение во взглядах, связывающих способности
человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в
среднем около 1400 г.
Взвешивание мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше
средней величины. Так масса мозга И.С.Тургенева-2012г., мозга Д. Байрона -
несколько меньше - 1800 г,
аналогичные результаты дало взвешивание мозга ряда выдающихся людей. Однако
можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше
средней величины, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А.
Франса - 1017. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг - более 3000 г - оказался у
умственно отсталого человека. Однако в обыденном сознании эта связь оказалась
очень стойкой: индивида с высоким лбом заведомо наделяют умом и ожидают от него
разумных предложений, а умственные способности человека с низким лбом
оцениваются крайне невысоко, без всякой на то научной основы [26].
Определенная связь с идеей наследования способностей
прослеживается в учении Франца Галля, получившем название френология (от греч.
рhrеnоs - "ум", logos - "учение"). Френологи пытались
проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы
черепа. Основная идея заключалась в следующем: кора головного
|