Глава 1. Теоретический анализ изучения полоролевой
идентичности в дошкольном возрасте
1.1.
Психологическая характеристика дошкольного возраста
В
современной научной литературе, посвященной проблемам дошкольного возраста
[Мухина В. С. [17], Петровский В. А. [28], Поддьяков Н. Н. [29], Смирнова Е. О.
[42], Эльконин Д. Б. [58] и т. д.],
содержится обширный материал о возрастной динамике различных
психофизиологических функций. При соотнесении образных и вербальных компонентов
функций, а также их произвольных и непроизвольных видов отчетливо проявляется
гетерохрония. При этом характерно то, что вербальные и произвольные виды по
темпам своего развития опережают образные и непроизвольные компоненты
психофизиологических функций. Вместе с тем в изменениях вербальных и
произвольных компонентов функций в наибольшей степени выражена неравномерность
и ускорение темпа нарастания их продуктивности с возрастом.
При
участии речи в различных ее проявлениях развиваются психофизиологические
функции, их образные компоненты. Так, по мнению многих специалистов
(Лебединский К.С., Никольская О.С. [12], Мясищев В.Н. [18], Петровский В. А. [28], Поддьяков Н. Н. [29], Репина Т. А.
[32]) речь взрослого и самого ребенка, включаясь в развитие индивидных характеристик,
служит для вербализации, инструктирования, определения смысла явлений, их
обобщения, программирования и регулирования поведения и деятельности. Поэтому в
первоначальном естественном виде психофизиологические функции, при наличии
достаточно большого словарного запаса и развитой речи у ребенка, в это время
встречаются крайне редко. По словам Поддьякова
Н. Н. речь не только углубляет процесс познания предметного мира, но и
стимулирует развитие самих психофизиологических механизмов. Благодаря речи и
многообразию ее ролей складываются различные типы социализации индивидных
структур и прежде всего в сфере психофизиологических функций [29].
Как
справедливо заметила в своих
исследованиях С. Г. Якобсон в развитии основных свойств перцепции
наблюдаются две противоречивые тенденции, с одной стороны, происходит
становление и рост ее целостности, а с другой — проявляется детализация и
структурность перцептивного образа. Так,
по мнению автора к концу дошкольного возраста появляется способность
вычленять форму объекта. В результате проведенных экспериментов с детьми 4–7
лет С. Г. Якобсон пришла к выводу о том, что «только к 6 годам дети начинают
справляться с задачей выкладывания контура фигуры без ошибок. Младшим детям
решение этой задачи почти совершенно недоступно. Она или вызывает отказ, или
решается с очень грубыми ошибками... Как правило, дети руководствовались не
образом формы в целом, а каким-нибудь одним или двумя отличительными
признаками. Это проявилось в том, что дети всегда выкладывали фигуру, начиная с
той ее части, которая воспроизводит наиболее характерную ее черту» [61].
В исследовании Л. А. Венгера [3] получены практически аналогичные
результаты, но с помощью других методов, путем киносъемки движения глаз ребенка
при ознакомлении его с плоскостными фигурами и при последующем их опознании. В
3 года ребенок осуществляет движения глаз «внутри» фигуры при малом числе
фиксаций (1–2 движения в 1 сек). В 4 года число фиксаций глаза при прежнем
характере движений «внутри» объекта увеличивается в 2 раза. В 5 лет изменяется
тип движений при сохранении их общего количества: зрительно обследуется
определенная часть контура предъявленных фигур. Лишь в 6 лет происходит
движение глаза по контуру при тщательном ознакомлении с фигурой (4,0 движений в
1 сек). Развитие осуществляется по линии все более адекватного выделения
специфического содержания в соответствии с задачей: резко меняется временной
режим движений (число фиксаций и способы обследования объекта). Между тем уже в
3 года дети умеют следить по контуру за указкой, что свидетельствует о высокой
обучаемости в этом возрасте. Значительное сокращение числа движений глаз (с 3,5
до 2,7 в 1 сек.) при переходе от ознакомления к опознанию имеет место лишь в 6
лет. Это означает, что только в данном возрасте происходит истинное опознание
уже знакомого ранее объекта. В более ранние годы, напротив, время при опознании
знакомого объекта увеличивается в 1,5–3 раза. Следовательно, первичное
знакомство с объектом носит несовершенный характер в смысле вычленения формы, и
изучение его
|