Глава 1. Теоретический аспект изучения вопроса специфики экстремальных
ситуаций и принятия решений
1.1. Экстремальность как особенность психической напряжённости
Хотя существует несколько определений
экстремальности, но при употреблении этого понятия обычно ясно, что речь идёт
не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от
них обстоятельствах. Действительно, к ним относятся те виды стимуляции, которые
характеризуются интенсивным, нередко сверхсильным воздействием (например, шум
при испытании реактивных двигателей на стенде). Кстати, экстремальность в этом
случае создаётся не только максимизацией, но и минимизацией интенсивности
(примером могут служить исследования, посвящённые проблеме функционирования
организма и психики человека в условиях сенсорной депривации) [19, 14].
Экстремальность
обусловливается не только интенсивностью, но и другими параметрами стрессоров.
К ним относятся: качественное своеобразие последних, характеризующее
физиологически особую среду, в которой может протекать человеческая
деятельность (температурные, барические воздействия, гипоксия, гиподинамия и т.
п.), характер действия стимула (нерегулярность его появления, монотонность и т.
п.), объективная сложность самой задачи (переработка огромных потоков
информации в ограниченное время, отсутствие информации, необходимой для
выполнения тех или иных действий, отвлекающие воздействия, высокий темп работы
и т. п.). Одним из важных, но до сих пор мало исследованных факторов
экстремальности является время. Считается, что этот фактор может существенно
определять экстремальность стимула и, следовательно, степень напряжённости и её
эффект. Это объясняется тем, что доступный человеку оптимальный темп
психической активности у разных лиц неодинаков и переход через индивидуальные
пределы этого темпа ведёт к возникновению психической напряжённости [25, 107].
Общая
особенность рассмотренных выше факторов заключается в том, что они превышают
диапазон оптимальных воздействий и тем самым придают ситуации качество
экстремальности.
Однако эффект
психической напряжённости не ограничивается лишь его специфическим действием,
но обусловлен также и психологическими особенностями человека. Так, непосредственная
опасность для жизни, сильная боль, которые признаются эффективными стрессорами,
могут не быть таковыми в связи с выполнением определённой социальной роли или,
например, в связи с религиозными мотивами. Психология располагает большим
числом исследований, свидетельствующих о том, что мотивационные,
интеллектуальные и другие психологические характеристики человека, его
жизненный опыт, объём знаний и т. д. существенным образом корригируют влияние
объективных свойств раздражителя [19, 18].
Это даёт основание
считать, что основная роль в возникновении угрозы принадлежит не столько
объективной опасности и объективным возможностям противостоять этой опасности,
сколько тому, как человек воспринимает ситуацию, оценивает свои возможности, т.
е. субъективному фактору (Kofta,1973).
Отсюда ясна тщетность усилий найти специфические факторы, обусловливающие
возникновение психологического стресса. Внешняя ситуация способствует лишь
выявлению адекватности или неадекватности функциональных, в том числе
психических, возможностей человека в процессе выполнения той или иной
деятельности [19, 19].
Экстремальность
может иметь разную степень выраженности. Предположим, такие ситуации, как сдача
очередного экзамена, посещение зубного врача (описываемые в литературе как стрессогенные
), обладают для субъекта меньшей степенью экстремальности, чем, скажем,
вождение автомобиля в часы пик ( если речь идёт о неопытном водителе ). Хотя
все эти ситуации порождают психическую напряжённость, но для субъекта они имеют
разную меру экстремальности: так, первые две ситуации оцениваются как трудные,
при этом они могут быть как эмоционально отрицательными, так и эмоционально
положительными, третья же ситуация оценивается как угрожающая [19, 22].
Исходя из
сопоставления силы мотивов человека и параметров ситуации, в которой протекает
его деятельность, экстремальность можно представить как континуум, который
включает по крайней мере три степени её выраженности, или три типа следующих
ситуаций:
1) трудные,
|