ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В
СЕМЬЕ
2.1. Методики диагностического
исследования
Цель диагностического исследования: изучение особенностей развития
детско-родительских отношений в семье.
Задачи:
1) определение уровня знаний и представлений у родителей о
задачах, содержании и методах воспитания детей;
2) определение удовлетворенности своим положением в семье
самого ребенка;
3) выяснение родительского отношения к ребенку.
Методику исследования составили две группы методов. Первая
группа методов направлена на изучение положения ребенка в семье. При работе с
детьми были использованы следующие методы:
- рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса, С.
Кауфмана (модифицирован с использованием теста Люшера);
- методика «Лесенка» В. Г. Щура;
- методика «День рождения» М. Панфиловой.
При работе с родителями использовались методы:
- тест «Родительское отношение к детям» А. Я. Варга, В. В.
Столина;
- опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» И. И.
Марковской.
Исследование проводилось на базе МОУ № 220 г. Волгограда. Было
обследовано 12 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.
Работа была начата с обследования детей.
1) Тест «Кинетический рисунок семьи».
Тест представляет богатую информацию о субъективно
воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить
социально-психологические детерминанты
отношений между родителями и детьми: самооценку ребенка и уровень притязаний.
Также отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые
вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает
взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Используя этот тест, следует иметь в виду, что каждый рисунок
является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие
ребенком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмысливать
отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и
проецируется на будущие отношения.
Тест состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы
после рисования.
Цель: исследование межличностных отношений в семье.
Оборудование: лист бумаги формата А-4, цветные карандаши.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый
ее член и ты были чем – то заняты».
Интерпретация результатов.
После того как рисунок закончен, с ребенком проводилась
беседа по следующей схеме:
- кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи;
- где работают или учатся члены семьи;
- как в семье распределяются домашние обязанности;
|