ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСМОЖНОСТЕЙ АРТ – ТЕРАПИИ
ПРИ КОРРЕКЦИИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙУ ХИМИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫХ
1.1
Общая характеристика депрессивных
состояний
«Депрессивное
состояние это состояние пониженного настроения с чувством грусти,
подавленности, угнетенности, угрюмости. Часто развивается интеллектуальная и
двигательная заторможенность. Выраженность этих расстройств бывает различной и
зависит от нозологической принадлежности и тяжести заболевания» [2,с.40].
Симптомы
депрессивных состояний выражаются в
переживании как ощущения глубокой печали, безнадежности, беспомощности,
никчемности; так и потери контроля над собой, низкой самооценки, а также
снижение интереса к необходимым ежедневным делам — личной гигиене, приему пищи,
служебным и школьным обязанностям, общению с людьми. Появляются мысли о
самоубийстве и попытки совершить его. Переживающие депрессивные состояния, часто необщительны,
агрессивны, имеют трудности в общении и неоправданно жалуются на свое
физическое состояние. Симптомы не зависят от возраста, они могут быть слабо и
сильно выраженными, продолжаются от нескольких недель до многих лет [7].
«Депрессивное
состояние может возникнуть как ответная реакция на предшествующую
психологическую травму или отрицательное событие (смерть близкого человека, увольнение
с работы и т.п.), однако, часто она развивается без видимой причины» [12, с.29].
Выделяют
следующие виды депрессивных состояний:
1) биполярные (в составе
маниакально-депрессивного психоза, циклотимии);
2) монополярные (дистимии; инволюционная, невротическая,
реактивная, атипичная депрессии).
Депрессивные
состояния различаются по степени тяжести:
- легкое;
- умеренное;
- тяжелое без
психотических симптомов;
- тяжелое с
психотическими симптомами [8].
Существует
ряд подходов в отношении депрессивных
состояний, причин их формирования. К наиболее признанным в этой области относят
аналитически-ориентированную терапию (Фрейд, 1922; Abraham, 1927; Bibring,
1953; Jacobson, 1971), межличностный подход (Klerman,
1993), поведенческую терапию (Wolpe, Lasarus,
1966; Lewin-sohn, 1979), когнитивную
терапию (Beck, 1984; Beck & Rush,
1979, Beck & Emery, 1985). Каждый из этих
подходов акцентирует и разрабатывает определенный аспект этих расстройств, в
известной степени игнорируя остальные. Так, аналитическая терапия фокусируется,
в основном, на детских травмах; поведенческая — на устойчивых способах
реагирования, возникших по механизму условнорефлекторной связи; межперсональная
— на микросоциальном контексте указанных расстройств; когнитивная — на дисфункциональных паттернах
мышления [13].
Депрессивные
расстройства представляют собой сложную систему нарушений, в которой все
выделенные аспекты тесно взаимосвязаны. Этим обусловлена отмечаемая в настоящее
время тенденция к интеграции и взаимопроникновению всех перечисленных подходов
(Karasu, 1990; Norcross, 1992). «В современной
психологии сложилась точка зрения, что
наиболее подходящей основой такой интеграции применительно к
эмоциональным расстройствам является когнитивная психотерапия» [41, с.27].
Во-первых, когнитивный подход был создан прицельно для эмоциоснальных
расстройств, и в его рамках особенно много сделано для их фундаментального
экспериментального изучения и описания. Во-вторых, двухуровневая когнитивная
модель (Beck, 1984), учитывающая текущие когнитивно-поведенческие
процессы и лежащие в их основе глубинные структуры, органично соединяет
симптоматически-ориентированные и глубинно-ориентированные подходы [5].Охарактеризуем
основные модели депрессий. В рамках психоаналитической школы можно выделить
следующие подходы: классический (Preud, 1922, Abraham,
1927) и современный (Jacobson, 1971, Kemberg,
1979, Kohut, 1971, Arieti, 1977). В классической
работе «Печаль и меланхолия» (1922) Фрейд делает попытку развести печаль как
нормальную реакцию на утрату объекта привязанности и меланхолию как
патологическую реакцию.
Перечислим
условия такого патологического реагирования по Фрейду:
1) выбор объекта привязанности на
нарциссической основе (построенный не на понимании качеств реального человека,
а на приписывании ему свойств, продиктованных собственными желаниями и
потребностями);
2) утрата объекта реальная (разлука, смерть)
или мыслимая (разочарование, на самом деле неизбежное в силу нереалистичных
ожиданий);
3)
амбивалентность отношений к объекту — смесь любви и ненависти;
4)
идентификация с объектом и трудности дифференциации своего и чужого «Я»;
5) смещение
агрессии, возникшей в результате разочарования в объекте, на собственное «Я»,
вследствие чего она не находит разрядки вовне;
6) регрессия «Я» к оральной стадии
развития. Все это можно обобщить в емком образе поведения младенца,
одновременно сосущего и кусающего материнскую грудь при невозможности
дифференциации ее от самого
|