В 1800–1830-е годы
сформировалась та великая литература, которая в следующий период была
продолжена Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским и др., не просто
выведшими ее на европейские просторы, но обеспечившими русской литературе тот
статус всемирного лидера, который затем в конце XIX в. был сохранен и упрочен
благодаря творчеству А.П. Чехова, И.А. Бунина, A.M. Горького и др., а в XX в. –
также М.А. Шолохова, М.А. Булгакова и др.
О литературе 1800–1830-х
годов написано чрезвычайно много. Данный период, нередко именуемый «золотым
веком» русской литературы, связанный с деятельностью A.C. Грибоедова, A.C.
Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова и других классиков закономерно привлекал
и привлекает внимание филологов.
В начале XIX в. Россия,
уверенно развивавшаяся и набиравшая государственную мощь на протяжении XVIII
столетия (со времен победы Петра I в Северной войне над шведами), вступила в
полосу опасных катаклизмов. В Европе впервые после разгромленного Петром
шведского короля Карла XII появился агрессор, энергично захватывавший одну
страну за другой. Им был первый консул революционной Французской республики
Наполеон Бонапарт, объявивший себя не королем, а императором (по образцу
«солдатских императоров» древнего Рима) и короновавшийся 2 декабря 1804 г. в соборе Нотр-Дам в
Париже.
Были годы первых раскопок
Помпеи и большой моды во Франции на все древнеримское, начавшейся еще во
времена республики с подражания Бруту, Катилине, братьям Гракхам и тому
подобным римским «революционерам». По всей Европе дворцы уставлялись вазами с
вытесненными по глине или алебастру рисунками на античные мифологические темы,
масляными лампами, треножниками и иными подобными стилизованными под помпейские
археологические находки предметами. Были сняты парики, носившиеся в XVIII в., и
даже в России парикмахеры завивали дворянские головы по образцу и подобию голов
на фресках и мозаиках, открытых в Помпее и Геркулануме.
Французскому народу
наполеоновская пропаганда разъясняла, что революция продолжается, и император
Наполеон теперь неким образом персонифицирует ее в самом себе. Ранее, еще на
заре французской революции, было громогласно заявлено, что она должна обойти
весь мир. Коронованный Наполеон энергично (и первоначально успешно) продолжил
мировую революционную экспансию. В его армии продолжали царить антихристианские
и атеистические умонастроения, охватившие после революции Францию. Так, это
была единственная в Европе армия того времени, не имевшая в своем составе
священников.
Эпоха романтизма в
литературе и несловесных искусствах глубоко не случайно хронологически совпала
с вышеупомянутыми историческими событиями. Романтизм соответствовал единому
культурному стилю эпохи и был его порождением1. Дух романтизма пронизывал всю
современную культуру, так или иначе преломляясь и в искусстве, и в моде, и в
стиле мышления деятелей этого времени, и в бытовом поведении людей.
Так, например,
романтическая гусарская лирика Д.В. Давыдова не содержала в изображаемых
картинах особого литературного «наигрыша»: она вполне отражала тот дух
молодечества, который реально был широко распространен в тогдашней гусарской
среде. Романтическая мистика других писателей также не была чисто литературным
явлением: в самом дворянском быту того времени были популярны мистические
веяния. Да и участники вышеупомянутого движения декабристов, с другой стороны,
находились в типично романтическом отрыве от действительности – что и привело
их к немедленному поражению при первой попытке реализовать свои чаяния.
С характером эпохи
приходится связывать и широко распространенные среди молодежи того времени
мечты повторить в своей собственной жизни и карьере небывалый взлет простого
офицера Бонапарта. Эти мечты не были изжиты в обществе и после того, как именно
русская военная молодежь, что называется, собственными руками раздавила Бонапарта
как опасного и жестокого врага своей Родины, на практике развенчав мифы о
«гениальности» и «непобедимости» этого удачливого военно-политического
авантюриста.
Эпоха романтизма породила особый тип личности. Достаточно напомнить, что
именно люди этого типа («могучее, лихое племя», по выражению М.Ю. Лермонтова) с
поразительной храбростью сражались и гибли в 1812 г. под Смоленском и
Бородино. Умудренному годами «реалисту» М.И. Кутузову не раз стоило большого
труда удержать своих горячих генералов от самых безрассудных намерений без
должной подготовки дать «решительное сражен
|