1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ОЛИГОФРЕНИИ
1.1. Сущность и понятие олигофрении
Умственная
отсталость (mental retardation), или олигофрения, (греч. oligos - малый, phren
- ум) - патологическое состояние, обусловленное поражением мозга во время родов
или на первом году жизни, расстройствами метаболизма, врожденными уродствами, а
также хромосомными аномалиями, в клинике которых проявляется синдром
относительно стабильного интеллектуального недоразвития, ведущий к большим
затруднениям в социально-трудовой адаптации [13].
«Олигофрения»
- понятие клиническое, оно уже понятия умственной отсталости, рекомендуемого
ВОЗ для обозначения интеллектуальной недостаточности, возникшей в результате
инфекционных прогредиентных нервно-психических заболеваний, которые начались
рано и привели к олигофреническому дефекту, а также задержки психического
развития конституционального, соматогенного, церебрального происхождения [19].
Показатели распространенности олигофрении
колеблются от 0,2 до 0,89% (В. В. Ковалев, 1979). В структуре олигофрении идиотия
составляет 4-5%, имбецильность-18-19% и дебильность - 76-78 % (Л. А. Булахова,
1981).
В последние годы отмечается некоторое
увеличение частоты умственной отсталости, что можно объяснить более точным
учетом олигофрении, развитием лечебной реанимационной службы в микропедиатрии
(снижением смертности детей с генетической неполноценностью, пороками развития,
дефектами центральной нервной системы, последствиями тяжелых асфиксий,
черепно-мозговых травм и церебральных инфекций) [34].
От
умственной отсталости следует отличать задержки психического развития
(патологическое состояние, проявляющееся недостаточностью интеллекта и психики
в целом) и искажения психического развития (проявляющиеся частичным развитием
психических функций - например, инфантилизмом, акселерацией и т. п.), которые
объединяют как патологию психического развития с изменением последовательности,
темпа, ритма созревания психических функций (психический дизонтогенез) [35].
Существующие
классификации подразделяют олигофрении на несколько групп в зависимости от
основного принципа систематизации [26]:
1) этиолого-патогенетические;
2) клинико-патогенетические;
3) психологические;
4) реабилитационные.
В классификации Г. Е. Сухаревой, построенной
по этиологическому и патогенетическому принципам, олигофрении разделены на три
группы:
1) олигофрении, обусловленные патологическим
состоянием репродуктивных клеток родителей (наследственные заболевания и
синдромы моногениого происхождения, полигенные формы олигофрении, хромосомные
болезни, энзимопатии);
2) обусловленные инфекциями, интоксикациями,
физическими и химическими воздействиями во внутриутробный период, а также
иммунологической несовместимостью матери и плода;
3) обусловленные родовыми травмами и асфиксией
при рождении, инфекциями, интоксикациями и травмами, наблюдаемыми в ранний
постнатальный период. По особенностям клинических проявлений Г. Е. Сухарева
выделяет неосложненные и осложненные формы, а также олигофрении с атипичной
структурой дефекта и указывает, что слабоумие, сопровождающееся дополнительными
локальными симптомами поражения двигательной сферы, речи, эпилептическими
припадками, расстройствами поведения и ликвородинамическими нарушениями,
значительно чаще возникает при экзогенном поражении мозга.
Этиолого-патогенетические и
клинико-психопатологические критерии, степень выраженности интеллектуального
недоразвития положены в основу классификации, предложенной А. А. Портновым и В.
М. Лyпандиным (1975).
Клинико-патогенетический принцип лежит в
основе классификации, разработанной М. С. Певзнер (1972). Близка к
классификации М. С. Певзнер клинико-реабилитационная классификация Д. Е.
Мелехова (1970), согласно которой выделяют четыре типа олигофрении [33]:
1) с уравновешенной эмоционально
|