Глава 1. Теоретический аспект изучения вопроса детской шизофрении
1.1.
Дизонтогенез искаженного типа, модель шизофрения.
В детском возрасте чувствительность
отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их
характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой
находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают
признаки нарушения развития — дизонтогенеза.
Термин «дизонтогенез» (от
греч., «dys- приставка,
означающая отклонение от нормы, «ontos»
- сущее, существо, «genesis» -
развитие) впервые был употреблен Швальбе
в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур
организма от нормального хода развития.
В настоящее время понятие
«дизонтогенез» включает в себя также постнатальный дизонтогенез,
преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда
морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле
слова термин дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы
индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез - нарушение
психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения
темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри
отдельных сфер.
Основными типами
психического дизонтогенеза являются регрессия, распад, ретардация и асинхрония
психического развития.
Как показывают клинические данные,
при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза.
Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать
как задержанное и искаженное
развитие, так и более грубую форму - недоразвитие (так называемой
«олигофренический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном
течении процесса). Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты
дизонтогенеза не как самостоятельные независимые образования, а скорее как
синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом
при преобладании какого-либо ведущего синдрома.
Если на ранних и пренатальных этапах,
ведущую роль играют эндогенные и экзогенно-органические факторы, то для более
поздних, последующих возрастных этапов, особое значение приобретают психогенные
и социальные (в частности, микросоциальные) факторы окружающей среды. В первые
годы постнатального периода, когда еще достаточно отчетливо выступает
незавершенность развития, значительное влияние на него сохраняют органические
поражения центральной нервной системы. В дальнейшем, на отклонения в развитии
личности большое влияние оказывают отрицательные условия окружающей среды,
прежде всего, социальные и микросоциальные факторы, деформации воспитания,
разнообразные психогении.
Нарушения индивидуального развития
(дизонтогенез), возникающие при детской шизофрении, относятся к нарушениям
развития под влиянием шизофренического процесса, природа этого нарушения
развития и его механизм остаются невыясненными. Клинические проявления
дизонтогенеза при шизофрении относят обычно к негативным симптомам — это
задержанный или искаженный тип дизонтогенеза, при котором наряду с задержкой
выступает неравномерность (диссоциация) развития. О. П. Юрьева считает, что с доманифестным шизофреническим
дизонтогенезом связаны также вычурные стереотипии и эхолалии, навязчивости и
патологическое фантазирование, односторонние интересы и увлечения. В. В.
Ковалев полагает, что наряду с негативно
дизонтогенетическими существуют и продуктивно-дизонтогенетические симптомы,
отличимые от продуктивных симптомов при текущих психических заболеваниях. [49]
Особенности детской шизофрении, как было уже сказано,
состоят в том, что она в силу ранних сроков поражения сопровождается нарушением
развития (дизонтогенезом). Основными факторами, влияющими на характер
психического дизонтогенеза при детской шизофрении, являются
гр�^��0�`%� на то время, как в плане
технического вооружения, так и в сфере методов управления. Именно в
железнодорожной компании «Atchiso, Торека and Santa Fe Railroad» в 1880 году
впервые была введена должность контроллера [116, с. 108]. Кроме того, появлялись
и стремительно развивались новые отрасли: электроэнергетическая, нефтяная,
химическая, автомобилестроительная. В жизнь США быстро входило электричество.
Самой крупной компанией в этой области стала «General Electric», которая
занималась не только производством электроэнергии, но и выпуском различного
электрооборудования. В 1892 году должность контроллера была введена и в этой
крупнейшей корпорации [36, с. 108].
Исключительно быстро развивалось и автомобилестроение - основная масса
автомобилей в то время производилась в США, что стимулировало строительство
разветвленной сети шоссейных дорог. Автомобильная промышленность была одной из самых
передовых в плане внедрения новейших достижений научно-технического прогресса.
На заводах Генри Форда впервые была применена разработанная Ф.Тейлором система
научной организации производства. Благодаря внедрению этой системы, а затем в
1914 году и движущегося конвейера, удалось значительно повысить
производительность труда, сделать производство автомобилей более рентабельным и
конкурентоспособным. Ведущими компаниями автомобильной промышленности наряду с
«Ford» также становятся: «General Motors», «Buick», «Cadillac» и «Chev
|