1.2. Значение и особенности анализа внешней и
внутренней среды
предприятия
Любая организация
находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения
организаций возможно только в том случае, если среда допускает его
осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной
силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации
функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном
промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и
даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого
функционирования организации.
Внешняя среда является
источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее
внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии
постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность
выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие
другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует
возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней
среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для
организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении
такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей
поддерживать ее потенциал на уровне,
необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность
выживать в долгосрочной перспективе.
Для того, чтобы
определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь,
руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде
организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом
в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются
стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при
определении своих целей и их достижении. Деловые
организации (фирмы, предприятия) функционируют под воздействием внешней и
внутренней среды, т.е. государственных органов, общественных организаций,
национальной политики, партнеров, потребителей и персонала самой организации
(рис. 1.2). Это предполагает необходимость учета в управленческой деятельности
одновременно все их интересов и требований.
Рис.
1.2. Среда функционирования деловой организации
Внешняя среда в
стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно
самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
Макроокружение создает общие условия среды нахождения
организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического
характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния
состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с
различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем
потенциале организаций. Изучение экономической
компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются
ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового
национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка,
производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма
накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание
на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые
природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений,
структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной
платы.
Анализ правового
регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных
актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации
возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях
с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.
Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению
содержания
Экономика
фирмы: Учеб. пособие /Т.В. Муравьева, Н.В. Зиньковская, Н.А.Волкова, Г.Н
Лиференко: - М.: Мастерство, 2008. – 400 с.
|