ГЛАВА I. Теоретические основы PR деятельности коммерческих организаций
1.1. Понятие, основные функции PR-службы коммерческой организации
В последние годы в России
происходят различные дискуссии по
проблемам PR, что заставляет задуматься о наличии большого количества
определений понятия «связи с общественностью», особенно среди практиков.
Например, некоторые
теоретики PR, и даже некоторые PR-фирмы, определяют PR в качестве альтернативы
рекламе. Так, PR включает в себя средства массовой информации (далее – СМИ),
реклама так же работает через СМИ. Однако, процесс PR – это строительство, воспитание
отношений и привлечение внимания, где реклама является одним из инструментов,
который может быть использован в этом процессе [1].
Некоторые видят PR как одну из многих дисциплин
маркетинга. Однако, по мнению некоторых исследователей, маркетинг является
смежной дисциплиной, которая помогает организовывать отношения с одним из слоев
общественности – потребителем[2].
PR в бизнесе
более сложен и интересен, носит более систематический характер, строится на
большую перспективу, помогает улучшать
отношения между организацией и
заинтересованными сторонами в целях максимизации выгод от этих отношений
для обеих сторон.
PR осуществляется
организацией для того, чтобы создать и распространить информацию, позволяющей общественности
уяснить политику и деятельность данной организации.
Существуют формальные
определения термина «общественные отношения», однако его смысл очевиден: это управление отношениями между
организацией и ее окружением, от которых она зависит.
В буквальном смысле, PR – это управление отношениями с
различными слоями населения в целях повышения репутации компании, которая
приобретает все более решающее значение для успеха в бизнесе. Компании могут
получить доверие по ряду направлений путем применения традиционных стратегий
PR, таких как:
·
использование честности и справедливости в
качестве критериев для всех бизнес-решений;
·
сохранение акцента на качество продукции или
услуг;
·
открытый обмен правдивой информацией со всеми
слоями общественности;
·
активное
участие в общественной жизни и реагирование на проблемы[3].
По мнению В.М Шепель,
компании должны сделать своим приоритетом интересы общественности, а также
наладить хорошие отношения с ними, чтобы примирить интересы компании с
интересами тех, от кого зависит ее развитие[4].
Краеугольным камнем хороших отношений является доверие, а доверие основывается
на открытом и честном общении. Хорошие отношения также требует умения слушать,
поэтому связи с общественностью являются двусторонним процессом.
Определение, официально
принятое Американской ассоциацией по связям с общественностью (Public Relations
Society of America (PRSA), выглядит следующим образом: «PR – это адаптация организации и общественности взаимно к друг другу». Другое определение
этого понятия было дано Денни Гризволд: «PR как функция управления заключается в
поддержании общественных отношений, которая определяет политику, процедуры и
интересы организации следуя которым они выполняют программу действий, чтобы заработать
общественное понимание и признание»[5].
Американский ученый Скотт
Катлип рассматривает определение «связи с общественностью» как «функцию управления,
которая направлена на выявление, строительство и поддержание взаимовыгодных
отношений между организацией и общественностью от которых зависит ее успех или
неудача»[6].
В последние годы попытки определить PR предприняли российские ученые. По
мнению ученых Российской академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации, PR – это «специализированная, профессионально
организованная деятельность управления, но управления особого рода. Это
адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере,
корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными
Чумиков А.Н. Связи с
общественностью. - М., 2008. - С. 10.
Королько В.Г. Основы Паблик Рилейшнз. - М., 2007 . - С. 11.
|