Одна
из главных особенностей современного общества в эпоху массовой коммуникации —
то, что люди больше контактируют с опосредованными репрезентациями физического
и социального мира, чем просто с объективными реалиями их узкого личного
окружения. Современный человек все больше переживает опосредованный при помощи
медиа (mediated) мир, чем саму реальность. Мы вращаемся вокруг генерированных
медиа-образов, используя их в конструировании смысла большинства социальных
проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, на что указывает У. Блюдина.
В
области массовой коммуникации существует несколько теорий относительно того,
что смыслы и интерпретации реальности социально сконструированы. У.Липман в
опубликованной в 1922 г.
и ставшей впоследствии классической работе "Общественное мнение"
привел примеры того, как фактические особенности мира часто имеют мало общего с
тем, что люди думают об этом мире10. Описывая, как медиа-интерпретации событий
могут изменить понимание реальности и действия людей, У.Липман приводит в пример
Европу 1914 г.
перед первой мировой войной. Поскольку новости в то время распространялись
крайне медленно, в течении нескольких первых дней люди не знали о начале
военных действий и продолжали во всем мире производить товары, которые они уже
никогда не смогли бы продать, планировали карьеру, строили планы, которые уже
не могли быть реализованы. Другими словами, они продолжали жить в мире, который
был бы радикально изменен только одной новостью о том, что началась война.
У.Липман сделал вывод о том, что люди действуют не на основе того, что
происходит в действительности, а на основе их представлений о происходящем, что
может вести к несоответствующим действиям и поведению, которое имеет мало
общего с истинным положением вещей во "внешнем мире".
У.
Липман не дал формулировку этому феномену. Тем не менее, его работа была одной
из первых теорий конструирования смысла, фокусирующей внимание на влиянии
опосредованной медиа-реальности. Главный вывод, сделанный У. Липманом в
двадцатые годы, — представления людей о реальных событиях, созданные при помощи
медиа, являются скорее искаженным конструированием реальности, чем ее точной
репрезентацией.
Сформулированные в 20-ые годы идеи о влиянии медиа
на понимание людьми смысла происходящего в реальности получили свое развитие в
разработках других ученых, наиболее интересными из которых представляются
постмодернистские теории, ставящие в центр своего внимания медиа-образы как
репродукции чего-то несуществующего или нереального. В модернистских
макротеориях (grand theories) существовало разделение на некую
"реальность" и ее образ в масс медиа, которые являются источником
искажений. Видеокамера кодирует реальность, что придает ей смысл, который
является идеологическим. Представляемое в масс медиа понималось как идеология,
а не как реальность.
Постмодернистские ученые уходят от проблем искажения/представления как
незначимых. Ж. Бодрияр считал, что драматические изменения в технологии
воспроизводства в современных обществах приводят к тому, что репрезентации
начинают играть доминирующую роль в получении людьми знаний о реальности.
Использование растущих возможностей масс медиа, которые в значительной степени
опосредуют опыт людей через расширение приемов монтажа образов и феномен
пространственно-временного сжатия, привело к формированию качественно нового
состояния культуры. С точки зрения Ж. Бодрияра, культура теперь определяется
некоторыми моделями, симуляциями — дискурсами, не имеющими исконного,
изначально четкого референта. При этом значение формируется не за счет соотнесения
с независимой реальностью, а за счет соотнесения с другими знаками. Это
отражает ситуацию одновременного существования множества кодов, не объединенных
единым метакодом. В теории Ж. Бодрийяра нет никакой разницы между оригинальной,
первичной реальностью и ее имиджем, воспроизводимым в масс медиа. Они
существуют одновременно и аналогичным образом как на экране, так и в
реальности; ничто не предшествует и не является первичным, каждый из них и
реален и нереален. Симулякр, таким обр
|