Глава 1. Научно-психологические основы
исследования
эффективности рекламной деятельности.
1.1. Психологическая структура рекламной
деятельности
Рассмотрение принципов и
психологической структуры рекламной деятельности проведем на основе анализа сущности рекламы.
Реклама - динамичная сфера человеческой деятельности, её роль и содержание
меняются вместе с развитием человеческого общества, сменой
социально-экономических формаций. Иностранные и российские специалисты отмечают,
что роль рекламы не ограничивается рыночной деятельностью, она затрагивает
экономику, общественную жизнь, образование, эстетику, социальную,
психологическую сферы.
Зарубежные авторы
довольно часто трактуют понятие рекламы с точки зрения маркетинга. Известный
американский маркетолог Ф. Котлер считает, что "реклама представляет собой
неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств
распространения информации, с четко указанным источником финансирования"
[17, с. 482].
Отечественные авторы в основном дают более пространные определения рекламы. Е.
Ромата предлагает такое толкование: "Реклама — это любая платная форма
неличных маркетинговых коммуникаций, в которой коммуникатор однозначно
воспринимается целевой аудиторией как лицо (организация), оплатившее рекламное
обращение" [27, с. 128].
М. Афанасьев считает, что
реклама — это оплачиваемая, продолжающаяся, безличностная коммуникация,
исходящая от коммерческого источника, например производителя или розничного
торговца. Она означает передачу сообщений о товаре, услуге или компании с
помощью средств массовой информации — телевидения, печати, радио [12, с. 125].
На взгляд автора наиболее
удачное определение дал известный отечественный статистик И.К. Беляевский:
"Реклама — орудие маркетингового продвижения товара на рынок, совокупность
специальных средств привлечения внимания потребителя к товару, способ
стимулирования спроса" [19, с. 165].
К данному определению с
позиций настоящего исследования необходимо добавить то, что реклама - это один
из объектов статистического наблюдения, статистическое изучение которого
позволяет оценить результативность рекламной деятельности.
Известный
рекламист Д. Огилви сформулировал теорию о том, что каждая реклама должна
рассматриваться с точки зрения того, как она создаёт комплекс символов,
каковыми являются «имиджи» товаров. Конструирование образа (имидж-билдинг) -
один из самых эффективных приёмов современной рекламы. Если промышленники
нацелят свою рекламу на создание наиболее благоприятного имиджа с наиболее
резко обозначенной индивидуальностью для своих товаров, то в конечном счёте
получат большую часть рынка и наибольшие прибыли.
Реклама преследует
несколько коммуникативных целей: добиться известности товара, информировать,
влиять на потребителей, побуждая их к покупке. На сегодняшний день реклама
является основным средством маркетинговых коммуникаций хозяйствующих субъектов,
и, на наш взгляд, эта ситуация будет сохраняться в будущем.
В современных условиях
роль рекламы многогранна, поэтому необходимо не только знать направления
влияния рекламы, но и проводить статистические исследования этих влияний, в
особенности экономического.
Экономическая роль рекламы проявляется в налаживании связей между
хозяйствующими субъектами, производителями, потребителями товаров.
При этом реклама
способствует:
- обострению конкуренции,
что позволяет потребителям расширить выбор товаров;
- расширению рынков
сбыта; -ускорению оборачиваемости средств;
- росту деловой активности;
- повышению объёма
капиталовложений, увеличению числа рабочих мест общественного производства и,
соответственно, росту общественного производства в целом.
Общественная роль рекламы, как отмечает
Е. Ромата, заключается в формировании:
- покупательских предпочтений;
- определенных стандартов
мышления;
- социального поведения
различных слоев населения в каждой отдельной стране и мире.
Социальная роль рекламы - это:
- популяризация здорового
образа жизни;
- популяризация
общественных организаций, фондов;
- инструмент для борьбы с
бедностью, преступностью, загрязнением окружающей среды и др.
Реклама в политическом аспекте
используется как средство борьбы за голоса избирателей.
Образовательная роль рекламы заключается
в следующем:
- способствует распространению
знаний из различных сфер человеческой деятельности;
- прививает потребителям определенные навыки.
Психологическая роль рекламы:
- участие в формировании
психологических установок человека;
- формирование системы
оценки окружающей среды;
- формирование и
изменение самооценки;
- формирование реакции на
различные раздражители.
Эстетический
аспект рекламы заключается в том, что, выполненная на высоком художественном и
профессиональном уровне, она способствует формированию чувства прекрасного и
воспитывает хороший вкус.
В
психологическом плане рекламу можно определить как искусство производить
направленное воздействие на людей с целью стимулирования сбыта товаров (услуг)
и получения прибыли.
В этой связи можно выделить три основных направления,
определяющих эффективность
|