1 глава. Теоретические основы управления
туризмом
1.1. Характеристика современного
состояния управления туризмом
1.1.1.Туризм как объект системного
исследования
Туризм, как мировое
явление, на сегодняшний день находит свое стремительное развитие как в
экономически развитых, так и развивающихся странах. Становление туризма
происходит одновременно с развитием общества, то есть становится предопределено
желаниями и потребностями людей. Поэтому для качественного развития туристской
сферы, необходим комплексный, системный подход к понятию туризма с выявлением
тесной взаимосвязи между элементами его составляющими и факторами, оказывающими
доминирующее значение на его развитие.
Под туризмом обычно
понимаются временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места
жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых,
спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в месте
временного пребывания [6, с.27]. Приступая к рассмотрению вопроса о сущности
туризма, его основных концептуальных позиций, его содержания и особенностей,
необходимо, на наш взгляд, отметить, что туризм достаточно "старое" явление
в человеческом существовании. Однако многие авторы, посвятившие книги и свои
научные труды туризму, определяют его, как достаточно новое явление
человеческой жизни, которое возникло и оформилось в конце 19 века, а
интенсивное развитие получило лишь во второй половине 20 века, в век
стремительного развития техники, технологий, общественных отношений, за что и
получило громкий титул "феномен 20 века" [6, С. 54].
Исследователи говорят,
что путешествие в те исторически далекие времена не было удовольствием, оно
совершалось не по собственной воле и не являлось самоцелью [6, 71]. Можно лишь
отчасти согласиться с таким высказыванием. Да, действительно, основными
мотивами была торговля и коммерция. Познавательный аспект туризма проявлялся в
открытии новых земель (оно подпадает под современное понятие "туризм с
целью изучения, получения знаний о неизвестной культуре", под тип туристов
- "искатели приключений"), религиозных миссиях (паломнический туризм,
посещение мест имеющих особое религиозное значение) и т.д.
Все таки, есть основания
рассматривать туризм, как явление, которое сформировалось еще в древние времена
и просуществовавшее вплоть до 19 века, но лишь в 19 веке началось его новое
развитие и формирование. На сегодняшний день, существует множество субъективных
представлений о туризме. Так, одни говорят, что туризм, это социальное явление
20 века, метод познания духовных и материальных ценностей, созданных природой и
человеческой цивилизацией, который превратился в одну из самых динамично
развивающихся отраслей [7.С.54]. Некоторые специалисты в области туризма,
исходят из того, что туризм - это один из простых способов привлечения
иностранной валюты в страну [7. С.87]. Другие, видят в туризме временную смену
места проживания (страны, города) человеком. И все они правы, поскольку туризм
по целям и интересам чрезвычайно разнообразен. Несмотря на то, что в процессе
развития туризма появились различные толкования этого понятия, есть основания
полагать, что особую значимость при определении этого явления имеют следующие
критерии:
1. Временная смена места
проживания и пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что
место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания.
2. Оплата труда из
источника в посещаемом месте. Суть критерия в том, что главной целью поездки не
должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом
месте.
Следует отметить, что
данные критерии относятся к непосредственному потребителю туристской сферы -
туристу. Турист - это временный посетитель местности, находящийся в ней не
менее 24 часов, но не более 6 месяцев в течение календарного года,
путешествующий с познавательными, лечебными, деловыми или иными целями, и не
занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой
из местного источника [6, с.73]. Следует учитывать то, что туризм охватывает не
только социально-культурные, но и экономические факторы.
К сегодняшнему моменту
туризм явился мощной мировой индустрией, которая занимает до 10% мирового
валового продукта, здесь задействованы огромные массы работников, основных
средств, привлечены крупные капиталы. Это крупный бизнес, большие деньги и
серьезная политика глобального уровня.
На основе этого можно
сделать вывод о том, что понятие «туризм» намного шире общепринятого, и его
следует определять, как взаимоувязанную систему предприятий, функционирующих на
туристском рынке крупного города, прямо или косвенно взаимодействующих между
собой, предоставляющих туристам все необходимые для потребления в процессе
туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма туристские
услуги, работы и товары.
С позиций системного анализа попытаемся декомпозировать систему туризма
на составляющие ее подсистемы. Исходя из общепринятого понятия, система - это упорядоченная
совокупность элементов, между которыми существует тесная взаимосвязь
|