Глава 1. Теоретический аспект
проблемы внутриличностного конфликта современных подростков.
1.1. Определение и понятие
внутриличностных конфликтов.
Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не
только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого
не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки
нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Проблема
внутриличностного конфликта активно разрабатывалась в конце IX в зарубежной психологии и рассматривалась исходя из понимания личности, которое сложилось в
рамках определенных психологических школ психоаналитического направления, в
рамках гуманистической психологии, бихевиоризма, интеракционизма, когнитивной психологии.
Анализ зарубежной и
отечественной литературы показал, что общего определения внутриличностного
конфликта пока не существует. В психоаналитической теории под внутриличностным
конфликтом понимается борьба между несовместимыми силами или структурами внутри
личности: между Оно и Сверх-Я (З. Фрейд), между чувством неполноценности и
стремлением его преодолеть (А. Адлер), между личным Я и архетипом (К. Юнг),
между противоречивыми "невротическими потребностями" (К. Хорни). Для
бихевиористов внутриличностный конфликт – это совокупность реакций, являющихся
результатом ошибочного воспитания (Б. Скиннер). К. Левин в своей теории пишет,
что конфликт – это ситуация, обусловленная необходимостью выбора между силами
равной величины, действующими на личность. Когнитивная психология рассматривает
внутренний конфликт как негативное состояние, возникающее в ситуации
несогласованности личностных конструктов или как несоответствия знания и
поведения (Дж. Келли, Л. Фестингер). В гуманистической психологии – это
противоречие, возникающее между Я-концепцией и опытом человека (К. Роджерс),
между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу). С
точки зрения экзистенциальной психологии внутриличностный конфликт понимается
как ситуация потери личностью смысла жизни (В. Франкл). В отечественной
психологии внутриличностный конфликт рассматривается в рамках нескольких
направлений. В теории деятельности конфликт интерпретируется с помощью
структурных компонентов деятельности (мотив, отношение, цели), являющихся
основаниями для конфликта, и с позиции деятельности как условия возникновения
конфликта (А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин). В рамках теории
развития личности конфликт описывают как психологическое явление,
сопровождающее процесс развития личности и проявляющееся в ситуациях, когда
человек переживает возрастные кризисы (Л. С. Выготский, Л. И. Божович).
Существуют также работы, рассматривающие конфликт либо в контексте критических
жизненных ситуаций в жизни человека, одной из которых и является конфликт (Ф.
Е. Василюк, А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов), либо как условие развития
самосознания (В. В. Столин). Т. е. отечественная психология исходит из того,
что внутриличностный конфликт – это противоречие между различными сторонами
(мотивы, ценности, неудовлетворенные потребности), свойствами, отношениями и
действиями индивида. Если противоречия, занимающие значимое место в структуре
личности и касающиеся ценностей, на которых основывается весь смысл жизни
человека, продуктивно разрешаются, то внутренний конфликт становится условием
личностного развития [12].
Внутриличностный конфликт
– это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие
мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не
может выработать приоритеты поведения.
Изучение
внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую
очередь с именем основателя психоанализа - Зигмунда Фрейда. Он показал, что
человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением
противоречия между биологическими влечениями и желаниями (прежде всего
сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и
сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве, по Фрейду, сущность
внутриличностного конфликта.
Иначе рассматривали теорию
внутриличностного конфликта представители гуманистической школы.
Фундаментальным компонентом структуры личности, считает Карл Роджерс, является
"Я-концепция” — представление личности о самой себе, образ собственного "Я”,
формирующийся в процессе взаимодействия с окружающей средой. На основе
"Я-концепции” происходит саморегуляция поведения человека.
Но "Я-концепция” часто не совпадает с представлением об идеальном "Я”.
Между ними может происходить рассогласование. Этот
|