Глава
1. Особенности психологической помощи в кризисных ситуациях. Обзор литературы
1.1.
Кризисные состояния и их последствия. Критерии и стратегии помощи.
Кризисная
ситуация – это невозможность достижения цели,
реализации замысла, переживание потери чего-то очень значимого для человека.
Своеобразие
жизненного мира человека условно можно описать, используя два уровня
организации жизненного пространства – внутренний и внешний план [13].
В жизни
человека присутствуют разные сочетания выделенных уровней. В зависимости от
того, на что человек больше ориентируется – на получение удовольствий или на
самосовершенствование и личностный рост, он будет по разному реагировать на
возникшие трудности.
Сложность
кризиса определяется той жизненной ценностью, которая может быть утрачена. На
уровне простого внутреннего и внешнего мира личности переживаемый кризис связан
с кризисом удовольствий. На уровне простого внутреннего, но сложного внешнего
мира – кризисом достижения желаемого, или фрустрацией. На уровне сложного
внутреннего и простого внешнего мира личность переживает ценностный кризис. Самый
сложный - экзистенциальный кризис, связанный с потерей смысла жизни [9].
Состояние
человека, переживающего кризис, характеризуется как страдание, понятное
становится непонятным, то, что еще недавно было привлекательным – безразличным
или отвратительным, осложняются отношения с другими, непонятно, что происходит
и как с этим справиться. Такое состояние характеризует начало кризиса – сенсорное оцепенение.
Переживаемое
состояние неприятно и для тех, кто находится в этот период рядом. Человек то
раздражен без причины, то подавлен, то совершает нечто неожидаемое от него, то
полностью бездействует и т.п [2].
Нужно ли
избегать кризисов? Что было бы характерно для жизни человека, если бы ему
удалось никогда не попадать в критическую ситуации? Его развитие, скорее всего,
было бы остановлено. Сенсорное оцепенение сменяется активностью – когнитивным оцениванием, или ответом
на вопросы «что происходит?» и «как с этим справиться?» От гибкости,
способности посмотреть на трудную ситуацию с разных точек зрения зависит правильный
выбор стратегии совладания с травмирующим событием. Главный результат
когнитивного оценивания – заключение о ситуации – справлюсь или нет [2].
Это процесс
распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее
сторон, определение смысла и значения происходящего. Когнитивная оценка
определяет соотношение между способностями и возможностями человека и
требованиями экстремальной ситуации.
Оказавшиеся в
кризисной ситуации люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов.
Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим
психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при
обостренном восприятии [23].
Затем
наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия
и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности,
панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня
эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На
этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят
не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности
возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности
пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий
[16].
На смену
этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется
настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и
контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления,
когда активизируется межличностное общение.
На
третьем этапе у человека, пережившего кризисную ситуацию, происходит сложная
эмоциональная и когнитивная переработка ситуации,
|