Глава 1. Теоретические основы создания и развития
туристского продукта
1.1. Сущность и содержание туристского продукта
Одним из
основополагающих определений в туризме является «тур-продукт». Результат
деятельности туристских предприятий в виде услуг или их комплекса,
предназначенный для продажи на рынке, обычно называют туристским продуктом.
Такой комплекс услуг воспринимается потребителем как один продукт и
приобретается в совокупности всех его компонентов.
В Федеральном законе Российская Федерации от 5 февраля 2009
г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации" определяются следующие понятия, относимые к
турпродукту:
-
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за
общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного
обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского
продукта;
-
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и
реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее -
туроператор);
-
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации
туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем (далее - турагент);
-
заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский
продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего
туриста;
-
формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и
исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие
в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
-
продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию
туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках,
ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов,
буклетов и другое);
-
реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по
заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным
заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или)
третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Тур является основным видом туристского
продукта в той его форме, которая выступает на рынке туризма. Потребитель ищет
на рынке не отдельные услуги или товары, а наиболее оптимальное, с его точки
зрения, их сочетание, предлагаемое туристскими предприятиями в виде конкретных
туров. При выборе тура туриста, как правило, менее всего интересует, кто
является производителем услуг, формирующих тур. Для него значительно важнее,
насколько количество и качество компонентов тура соответствуют его собственным
представлениям о предпринимаемом путешествии. Потребитель воспринимает
туристское предприятие, предлагающее данный тур, как его производителя, ответственного
за качество и уровень предоставляемых услуг. «В составе турпродукта туристская
фирма передает туристу комплекс имущественных прав (прав требования, обязательственных
прав), при наличии которых турист вправе требовать от должников
(авиаперевозчика, гостиницы, ресторана и т.п.) исполнения обязательств по
оказанию соответствующих услуг в пользу туриста».
Туристский продукт -
право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт
формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу
туриста. Турпродукт - комплексное понятие, которое включает три основных
составляющих: тур, туристкая услуга и товары туристско-сувенирного назначения [16,С.23]. Становится ясно, что необходимо
дать определения этим понятиям.
Тур - комплекс услуг
по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также
услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от
целей путешествия. В ГОСТ Р 50690-2000: тур - первичная (обязательная) единица
турпродукта, реализуемая потребителю, как единое целое, является продуктом
труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.
Туристская услуга - результат деятельности организации или индивидуального
предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и
осуществлении тура или его отдельных составляющих. Туристские услуги должны
учитывать интересы туристов, быть безопасными для жизни, здоровья туристов и
соответствовать требованиям ГОСТ 28681.3/ГОСТ Р 506442. Собственно услуги - это
невидимый товар особого рода. Поэтому производство и реализация туристских
Джанджугазова Е.А. Маркетинг в
индустрии гостеприимства: Учеб. пособие для вузов / Е.А.Джанджугазова, 2011. -
224 с.
|