Системообразующим
фактором современного профессионального образования становится профессиональное
развитие субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта, личностных
особенностей, специфики учебного материала и конкретной учебно-пространственной
среды. Известно, что формирование личности профессионала не сводится лишь к
развитию ее операционной сферы в виде накопления знаний, умений и навыков, но
предполагает формирование сложных психических систем регуляции ее
профессионального поведения и деятельности, изменения ее самосознания (Г. М.
Андреева, Л. И. Анцыферова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Ю. Н. Емельянов, Е.
А. Климов, О. А. Конопкин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).
Содержательно, система формирования личности профессионала складывается на основе
требований, источником которых являются (В. Д. Шадриков): – содержание и
условия осваиваемой профессиональной деятельности; – содержание и условия, в
которых осуществляется профессионализация; – социально-профессиональные нормы,
установки, ценности конкретной профессиональной общности [54, c. 65].
По
мнению Ю. П. Поваренкова: «Дать адекватную характеристику становления
профессионала – это значит описать его как целостный системный процесс, который
детерминируется комплексом объективных и субъективных факторов и реализуется на
основе комплекса психологических механизмов» [44, c. 87].
Профессиональное
становление и развитие личности преследует цель «обеспечения достаточно
надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и
профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт
личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» (В. А.
Бодров) [10, c.
121]. Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного
набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные
качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как
профессионально значимые (В. В. Богословский, В. А. Маркелова) [23, c. 76]. С позиций психологической
концепции профессионального становления человека (Ю. П. Поваренков, В. Д.
Шадриков) [44, c.
65], которой придерживаются авторы настоящего исследования, процесс
профессионального развития студентов рассматривается как поэтапное решение
комплекса учебно-профессиональных задач различного уровня сложности и
приближенности к реальным условиям будущей профессиональной деятельности.
Важнейшим условием освоения деятельности является ее принятие обучаемым, что
осуществляется, прежде всего, по линии трансформации мотивов, поскольку именно
мотив является конституирующим признаком той или иной деятельности (А. Н.
Леонтьев) [36, c.
89]. Потому, одной из детерминант деятельности будущего профессионала и
является мотивация. Проблема мотивации деятельности человека широко
представлена в исследованиях российских и зарубежных психологов (Б. Г. Ананьев,
А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,
А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Ю. П. Поваренков, С. Л. Рубинштейн, В. Д.
Шадриков, М. Г. Ярошевский, J.
Atkinson,
D.
Birch
и др.).
В
социально-психологическом аспекте студенчество отличается наиболее высоким
образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким
уровнем познавательной мотивации. В
юношеском возрасте происходит осознание части мотивов, укрепляются
учебно-познавательные мотивы и мотив самообразования, социальный мотив учения обогащается
представлениями о нравственной ценности знаний и умений.
Предпринято множество попыток выделить направления
изучения мотивации: мотивацию исследуют в связи с классификацией различных
|