1 Теоретические основы деятельности
маркетинговой службы на предприятии
1.1 Сущность и содержание деятельности
маркетинговой службы на предприятии
В условиях рыночной системы
хозяйствования под сбытом (сбытовой деятельностью) следует понимать комплекс
процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение
и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке
покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к
месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление
условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную
продукцию)[1].
Главная цель сбыта - реализация
экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли)
на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей.
Управление сбытовой деятельностью –
это процесс планирования и реализации продукции (услуг) предприятия,
направленный на согласование его внутренних возможностей с ограничениями
внешней среды с целью достижения поставленных социально-экономических
показателей, достижение которых запланировано предприятием в ограниченный
период времени[2].
Целями управления сбытовой
деятельностью являются:
-
поиск возможностей для укрепления положения предприятия на рынке и во
внешней среде;
-
избежание опасностей, присутствующих на рынке и во внешней среде (например,
опасности сокращения спроса, в результате чего продукция предприятия не сможет
быть реализована, активизация конкурентов и т.д.);
-
оптимальное приспособление ресурсов предприятия к имеющимся возможностям и
опасностям с целью наиболее эффективного использования возможностей и
преодоления угроз внешней среды;
-
поддержание конкурентоспособности продукции (услуг) и конкурентоспособности
предприятия;
-
формирование положительного образа и деловой репутации предприятия, марки
(бренда) товаров (работ, услуг) предприятия;
-
обеспечение прибыльной и рентабельной работы предприятия за счет наилучшего
приспособления ресурсов предприятия к условиям и возможностям внешней среды;
-
соответствие действий предприятия заявленной миссии.
Организация сбыта включает следующие
функции: выбор каналов сбыта, выбор посредников для работы с ними. Также к
сбытовой деятельности относится разработка и реализация ценовой политики.
Задача работников отдела сбыта в этой сфере – выработка рекомендаций по
установлению цен.
Установление маркетинговых
коммуникаций с покупателями – также одна из важнейших сбытовых функций. Задачи
работников отдела сбыта при выполнении этой функции – выбор наиболее действенных
коммуникативных средств, разработка рекламных кампаний и т.д.
Для успешного выполнения указанных
выше функций необходимо наличие на предприятии вспомогательных маркетинговых
подразделений, осуществляющих функции сбора маркетинговой информации, планирования
маркетинговой, в том числе и сбытовой деятельности, осуществление
маркетингового контроля. С этой целью на предприятиях создается отдел сбыта. В
его рамках менеджеры осуществляют разработку маркетинговой стратегии, методов
ее реализации, осуществляют планирование бюджета на проведение маркетинговых
мероприятий, формируют маркетинговые программы и осуществляют маркетинговый
контроль.
Управление сбытовой деятельностью
является составной частью управления предприятием. Сбытовая деятельность
предприятия может быть эффективна только в случае полного взаимодействия с
другими функциями управления. При этом отдел сбыта и сбытовая деятельность
зачастую играют координирующую роль в многофункциональном процессе управления.
Отдел сбыта представляет руководству фирмы информацию о состоянии
покупательского спроса, на основе которой формируется производственная
программа, планы закупок, разрабатывается ассортимент реализуемой продукции,
организуется разработка планов внедрения в ассортимент новых товаров, которые пользуются
повышенным спросом покупателей.
Субъект
управления сбытовой деятел
|