Глава I. Сущность и роль
инфраструктуры туристского рынка
I.1 Туристский рынок, его структура и основные участники
В настоящее время туризм воспринимается как один из наиболее
массовых феноменов ХХ века, он является одним из наиболее ярких явлений нашего
времени, которое проникает во все сферы жизнедеятельности, изменяет окружающий
мир и ландшафт. Туризм является важнейшим фактором экономики, поэтому его необходимо
рассматривать не просто как поездку или отдых. Понятие туризма намного шире и
представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые
сопровождают человека в путешествиях [19].
Системный подход к характеристике сущности туризма в
современной экономике был сформирован во второй половине ХХ века в результате
последовательного развития, в истоках которого стояла чисто экономическая
проблематика, а итогом стало признание равноправия общественного,
экономического и экологического аспектов его функционирования.
Содержанием связей в рамках системы туризма выступают
общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу
разнообразных материальных и нематериальных благ людей, которые реализуются в
процессе осуществления ими свободных путешествий (перемещений) за пределами
своего обычного места жительства, а также в связи с организацией таких
передвижений (т.е. путешествий).
Факторы, которые воздействуют на туризм, можно подразделить
на две основные группы: внешние и внутренние.
К числу наиболее важных и заметных внешних факторов можно
отнести следующие: природно-географические, культурно-исторические,
экономические, социально-культурные, демографические, политико-правовые,
научно-технические, экологические [9].
К внутренним факторам принято относить ключевые явления и
тенденции, которые проявляются непосредственно в туристской среде. К ним в
первую очередь необходимо отнести материально-технические факторы, связанные с
развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового
обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и др.[16].
Таким образом, туризм – это сложная открытая управляемая
социально-экономическая система, обладающая стройной внутренней структурой и
способностью к упорядочению во времени и в пространстве всех ее элементов с
целью достижения максимально возможного результата (обеспечения удовлетворения
потребности в отдыхе и рекреации) в условиях ограниченности ресурсов.
Под туристским рынком следует понимать совокупность
предприятий, учреждений и организаций как материального производства, так и
непроизводственной сферы, которые обеспечивают производство, распределение,
обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских
ресурсов и создание материально-технической базы туризма. Туристский рынок
является сложным народнохозяйственным комплексом, включая в себя следующих
участников:
-
организаторов
туризма – туристские предприятия, занимающиеся разработкой, продвижением,
реализацией туристского продукта (к ним относятся туроператоры и турагенты,
основные аспекты, деятельности которых рассмотрены ниже);
-
предприятия,
которые предоставляют услуги по размещения (к ним следует отнести гостиницы,
мотели, кемпинги, дома отдыха, пансионаты и другие);
-
предприятия сферы
питания (к ним относятся рестораны, столовые, кафе, бары, бистро и т.п.);
-
предприятия
транспортной сферы (авто- и авиационные предприятия, предприятия
железнодорожного, речного и морского транспорта и другие);
|