Содержание
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения влияния педагогико-врачебной деятельности на синдром психического выгорания 6 1.1 Понятие психического выгорания, форма проявления и основные причины возникновения 6 1.2 Психологическая характеристика педагогической и врачебной деятельности 12 1.3 Опыт изучения проблемы психического выгорания в отечественной и зарубежной литературе 20 Глава 2. Эмпирическое исследование влияния педагогической и врачебной деятельности на синдром «психического выгорания» 26 2.1 Организация, методики и ход проведения исследования 26 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования влияния педагогической и врачебной деятельности на синдром выгорания 31 2.3 Практические рекомендации для педагогов и медицинских работников по профилактике психического выгорания 44 Заключение 48 Библиография 50 Приложения
Введение
Современный уровень развития совокупного научно-теоретического, экспериментально-прикладного психологического знания позволяет говорить о профессиональном развитии личности как специфической, неотъемлемой стороне ее интегральной целостности. Отметим, что интерес отечественной и зарубежной психологии к проблемам профессионального развития личности всегда был стабильно высоким, постоянным и достаточно действенным. Это связано с давней отрефлексированностью профессиональным психологическим сознанием того объективного значения, которое имеют образовательно-профессиональные процессы в жизнедеятельности общества в целом, его конкретных институтов и жизни отдельного человека в частности. Началом активного профессионального развития является принятие личностью профессионализации как жизненной задачи, ее личностно-смысловое «встраивание» в общий жизненный план. Содержание этого процесса весьма детально раскрыто В.Д. Шадриковым на примере принятия профессии. Он пишет: «Первоначальным этапом освоения деятельности является ее принятие... Решение этого вопроса будет определяться тем, насколько представления человека о профессии будут соответствовать его потребностям. Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большое удовлетворение от труда». Значение выбираемой профессии и профессионализации в целом определяется субъективной оценкой той роли, которую они призваны сыграть в индивидуальной жизни личности, иначе говоря, профессиональный выбор есть предметная сторона направленности личности, дающая ответ на вопрос лаконично и емко сформулированный С.Л. Рубинштейном, – чего человек хочет. Профессиональное развитие личности – это формирование у человека возможности (прежде всего способностей) и мотивов, оптимально соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации. Развитие личности, отмечает Е.А. Климов, происходит в нормально напряженной деятельности «за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности». Многие авторы отмечают что профессиональное развитие может начинаться только в том случае, если профессиональные (учебно-профессиональные) требования будут выше актуальных возможностей субъекта, а его мотивационная сфера будет не обедняться, а обогащаться. Зачастую за счет такого активного профессионального роста происходит эмоциональное истощение личности, наступает стресс. Актуальность. Согласно современным данным, данные феномен понимается под "психическим выгоранием". Синдром "выгорания", по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Синдром "эмоционального выгорания" некоторые авторы (Е. Махер, К. Кондо) рассматривают как разновидность стресса, где клиенты социальных служб выступают в качестве стрессогенных факторов. Однако другие исследователи не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, рассматривая "эмоциональное выгорание" не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов (С. Маслач, А. Г. Абрумова, В. В. Бойко). Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них. Наконец, редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Одним из показателей синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности являются состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистическим настроения. В сущности, происхождение "выгорания", видимо, невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами, скорее, оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится. На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению феномена "выгорания" в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы. До настоящего времени данный феномен рассматривался в основном применительно к представителям других социономических профессий (в частности, "помогающих"): врачей, психологов, психотерапевтов, юристов, учителей и др. Предмет исследования – выявление уровня выраженности синдрома «психического выгорания» Объектом исследования являются синдром «эмоционального выгорания» у педагогов и врачей. Целью настоящей работы было изучение степени выраженности синдрома "психического выгорания" в профессиональной деятельности педагогов и врачей. Гипотезой данного исследования послужили следующие предположения: - синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога; - на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности. Основными задачами исследования являются: 1. Ознакомиться с теоретическими основами возникновения синдрома психического выгорания; 2. Проанализировать данную проблему в научной литературе; 3. Провести исследование проблемы психического выгорания врачей и педагогов; 4. Разработать практические рекомендации по профилактике синдрома психического выгорания. Для проведения исследования нами были использованы следующие методы: анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием стандартных психодиагностических методик, позволяющих определить наличие синдрома "эмоционального выгорания" и выявить личностные особенности респондентов. Для определения уровня эмоционального выгорания была использована "Методика диагностики уровня эмоционального выгорания" В. В. Бойко. Личностные особенности социальных работников изучались с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла (форма А), методики "Мотивация к успеху" и "Мотивация к избеганию неудач" Т.Элерса, опросника "Уровень субъективного контроля" Е. Ф. Бажина и соавторов, созданного на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера.
|