СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. Социальная природа конфликтов и конфликтогенных факторов в педагогическом коллективе. 1.1. Понятие конфликта. Его структурные компоненты. 1.2. Социально-психологические основы конфликта в коллективе. 1.3. Типология конфликтов в педагогическом коллективе. Выводы по главе I. Глава 2.Экспериментальное исследование конфликтогенов в педагогическом коллективе. 2.1. Организация и ход экспериментального исследования. 2.2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и стратегий поведения в конфликтогенных ситуациях. 2.3. Анализ результатов эмпирического исследования. Выводы по главе II. Глава 3. Технологии профилактики и разрешения конфликтов внутри педагогического коллектива. 3.1. Управление процессом протекания конфликта внутри коллектива 3.2. Методы и этапы управления конфликтами в коллективе 3.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности сотрудников педагогического коллектива Заключение Литература Приложения
ВВЕДЕНИЕ Самый сложный период становления гражданского общества в нашей стране складывается в условиях обострения социальных противоречий, роста нестабильности и напряженности общественных процессов, характеризуется повышенной конфликтностью межличностных отношений. В то же время гуманизация системы образования в России предполагает совершенствование взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, создание благоприятных взаимоотношений в школьной среде. В связи с этим особое внимание уделяется формированию конфликтологической компетентности будущего педагога, оказывающего непосредственное влияние на личность школьников. Кроме того, с целью повышения успешной социальной адаптации учащихся возникает необходимость формирования у них навыков конструктивного поведения в ситуации конфликта, необходимых им в следующей трудовой деятельности и семейных отношениях. Психологическая наука имеет значительные традиции в изучении внутриличностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный почти за столетний период, отражается в разнообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликта: начало XX в. — 50-е годы; конец 50-х годов — настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования. На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта. На рубеже 60—70-х годов начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. Конфликт – многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление. Конфликт представляет собой осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп. Конфликты социально обусловлены и опосредованы особенностями психики людей. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию в педагогическом коллективе, показать свою значимость и превосходство в ученическом коллективе, и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителями, учителем и учениками, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» (Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — Москва., 1981. — С. 185). Актульность проблемы конфликтогенов в педагогическом коллективе обусловила активный поиск понимания ее сущности, методов эффективной диагностики, особенностей и путей управления конфликтами с целью оптимизации профессиональной деятельности сотрудников педагогического коллектива. Целью исследования стало изучение конфликтогенов в педагогическом коллективе и поиск способов снижения уровня конфликтности. В связи с основными целевыми установками сформулированы задачи: Изучить и проанализировать теоретические аспекты проблемы конфликта как социально-психологического понятия. Создать методический блок, адекватный целям и задачам исследования. Изучить индивидуально-психологические особенности личности педагогов (типы темперамента). Выявить взаимосвязь свойств нервной системы и стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Разработать систему методов профилактики, управления и разрешения конфликтных ситуаций внутри педагогического коллектива. Таким образом, предметом нашего исследования являются конфликтогены в педагогическом коллективе. В качестве объекта исследования выступали индивидуально-психологические особенности личности педагога. Гипотеза: индивидуально-психологические особенности личности (типы темперамента) обуславливают личностную предрасположенность к конфликтному поведению и определяют способы регулирования конфликтных ситуаций. Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: • анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы; • наблюдение за педагогической деятельностью и межличностным общением в коллективе школы; • беседы с учителями, завучами, директором образовательного учреждения; • использование психодиагностических методов; • статистическая обработка данных; • количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных. В качестве психодиагностических методик мы использовали следующие: методику изучения свойств нервной системы (С.И. Вершинин), методику описания поведения К. Томаса. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании построения методов и путей профилактики, управления и разрешения конфликтных ситуаций внутри коллектива. Практическая значимость работы определяется тем, что полученные данные о влиянии индивидуально-личностных особенностей на выбор стратегий поведения в конфликтных педагогических ситуациях, могут быть использованы в практике работы педагогов, психологов и других специалистов. В соответствии с общим замыслом и логикой исследования результаты изложены в выпускной квалификационной работе, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обозначена актуальность проблемы, сформулированы цель, задачи, предмет, объект, гипотеза и методы. В главе «Социальная природа конфликтов и конфликтогенных факторов в педагогическом коллективе» проанализированы современные исследования отечественных и зарубежных ученых в области общей, педагогической психологии, педагогики, посвященные изучению социально-психологических основ, типологии конфликтов в педагогическом коллективе.
|