СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава I. Теоретические аспекты психофизиологической адаптации к работе у пользователей компьютера. 1.1. Личностные особенности людей и их влияние на адаптацию к работе. 1.2. Понятие стресса, виды стрессов. 1.3. Психологические аспекты информационного стресса. 1.4. Внимание, его свойства и роль в адаптации к работе у пользователей компьютера. Глава II. Экспериментальное изучение особенностей психофизиологической адаптации к работе у пользователей компьютера. 2.1. Организация исследования и характеристика объекта 2.2. Содержание и методы проведения экспериментального исследования 2.3. Результаты экспериментального исследования. 2.4. Выводы и рекомендации. Заключение Литература Приложения
ВВЕДЕНИЕ Труд человека в системах управления техникой (деятельность «человека-оператора») связан с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у человека-оператора, является психологический стресс. Развитие стресса в экстремальных условиях операторской деятельности может быть связано также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия на человека-оператора разнообразных раздражителей физико-химической, психологической (личностной), организационной и, прежде всего, профессиональной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой профессионального стресса. С другой стороны, особенности механизмов регуляции этого психического состояния позволяет отнести его к категории психологического стресса. Информационно-когнитивные основания специфики операторской деятельности, роль их причинно-следственных отношений в обеспечении эффективности и надежности труда человека-оператора определяют необходимость рассмотреть возможность и целесообразность выделения такой специфической формы профессионального (по предмету) и психологического (по процессу, механизмам регуляции) стресса как информационный стресс человека-оператора. Актульность проблемы адаптации обусловила активный поиск понимания ее сущности, методов эффективной диагностики, особенностей и путей эффективного влияния на нее в интересах производственной практики всего человечества, а особенно в интересах воспитания подрастающей молодежи. Целью исследования стало изучение психофизиологической адаптации к работе у пользователей компьютера.
|