Глава 1. Теоретический аспект изучения способностей зрелой личности
1.1.
Сущность
и понятие способностей
Термин «способности»,
несмотря на его давнее и широкое употребление в психологии, определяется
разными учеными по–разному.
Изучением способностей
как психологического феномена занимались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский,
С.И. Голубева, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, К.К.Платонов, С.Л.
Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.
Значительный вклад в
разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов [42],
который под способностями понимает
индивидуально - психологические особенности человека, отличающие одного
человека от другого. По его мнению, способностями называют не всякие вообще
индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности
выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Способности можно
определить как свойства психологических функциональных систем, реализующих
отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и
проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той или иной
деятельности.
Данный автор разделял
способности и задатки способностей, которые представляют собой врожденные,
физиологические особенности человека, которые служат основой развития
способностей.
Б.М. Теплов, определяя
сущность и содержание способностей, сформулировал три их основных признака [42]:
·
под
способностями иметься в виду индивидуально-психологические особенности
личности, которые отличают одного человека от другого;
·
они
определяют успешность выполнения определенной деятельности;
·
способности
не сводятся к существующим навыкам, умениям и знаниям, при этом могут
разъяснить легкость и скорость их приобретения.
В.Д. Шадриков под способностями понимал базовые качества психики. Так, способности,
по его мнению, конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир,
относя его к отдельным психическим
функциям. В то же время способности человека характеризуют индивидуальную меру
выраженности этого свойства, отнесенного к конкретной психической функции.
Кроме того, мера индивидуальной выраженности способности обнаруживается в
успешности и качественном своеобразии овладения и реализации отдельных
психических функций [46].
Таким образом, В.Д. Шадриков определяет способности как свойства
функциональных систем, которые реализуют отдельные психические функции, имеющие
индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном
своеобразии освоения и реализации деятельности.
Кроме того, В.Д. Шадриков
указывает, что способности не только влияют на эффективность деятельности и
успешность ее освоения, но и относятся к профессионально важным качествам
человека. При этом они не исчерпывают всего объема профессионально важных
качеств [46].
У человека имеется
множество самых разных способностей. В первую очередь принято выделять
элементарные и сложные способности. Элементарными или простейшими называют
способности, связанные с работой органов чувств или со сравнительно простыми
движениями, например, способность различения цветов, звуков, запахов, а также
скорость и точность простых двигательных реакций. Эти способности обычно
имеются у человека с рождения, но могут совершенствоваться в процессе его жизни
и деятельности [19].
Сложными называют
способности к различным видам деятельности, связанные с человеческой культурой.
Все эти способности не являются прирожденными, поэтому их также называют
социально-обусловленными.
Анализ литературных
источников показал, что можно выделить два варианта классификации способностей.
Так, в первой классификации по видам психических функциональных систем
выделяют сенсомоторные, перцептивные, аттенционные,
|