Глава 1. Теоретический
аспект изучения вопроса мотивации в психологии
1.1. Определение и
сущность мотивации в жизнедеятельности личности
Мотивация
занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные
образования: направленность личности, характер, эмоции, способности,
психические процессы.
Характерной
особенностью исследования данной проблемы является теоретическая разобщенность,
создание концептуальных построений, основанных на фундаменте разнородных и
часто противоречащих одна другой исходных теоретических посылок. В качестве
таких посылок использовались, например:
- идеи,
отрицающие роль мотивации в человеческой деятельности,
- идеи
основного ведущего мотива в регуляции деятельности,
- идеи
множественности исходных первичных мотивов,
- идеи
взаимодействия личности и среды как основы поведения,
- идеи
соотношения свойств и особенностей человека как основных факторов,
характеризующих личность,
- идеи
"усвоенных ролей", формирующих личность, и многие другие [29].
Многочисленные
зарубежные теории личности и мотивации построены по различным основаниям
понимания и определения основ личности, в результате чего они с трудом
поддаются обобщению и классификации. Их ложная методологическая основа
заключается в том, что факторы, составляющие необходимые предпосылки развития
личности – генотип и среда, рассматриваются как ее основные составляющие, в
результате чего игнорируется общественно-историческая сущность личности [12].
В современной
зарубежной психологии проблема перехода внутренней потребности к ее
функциональной реализации в поведении признается проблемой чрезвычайной
важности. В целом ряде исследований четко формулируется положение о тесной
связи между когнитивными и поведенческими факторами, с одной стороны, и
особенностями личности и мотивации – с другой. Иными словами, формируется,
постепенно складывается положение, отмечаемое А. Н. Леонтьевым как одно из
общих, характерных для всех современных теорий личности и мотивации –
"признание за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей
психическими процессами" [36].
Однако,
несмотря на то, что это положение прямо вытекает из результатов
экспериментальных работ и признается сейчас практически всеми авторами в области
исследования мотивации, оно не превратилось в исходную основу для изучения
целостных форм поведения, для преодоления функционализма в психологии, для
устранения разрыва между операциональным и мотивационным аспектами в
исследовании различных форм психической деятельности. Напротив, его
интерпретации привели, как это показано в анализе зарубежных теорий личности,
проведенном А. Н. Леонтьевым [19], к окончательному противопоставлению
"личностной психологии" и психологии, изучающей конкретные психические
функции.
Таким
образом, несмотря на результаты экспериментальных исследований, доказывающих
существование глубокой взаимосвязи между особенностями личности, спецификой
мотивации и картиной психических процессов человека, методологическая и
теоретическая неадекватность зарубежных исследований в области психологии
личности и мотивации не позволила преодолеть разрыв между операциональным и
мотивационным аспектами в изучении психических функций человека.
В советской
психологии идея единства мотивов и действий является основополагающей. Она
разрабатывалась ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым [19], С. Л.
Рубинштейном [27], Б. Г. Ананьевым [2] и др. В итоге их исследований
сформировалось положение, имеющее важнейшее теоретическое и методологическое
значение - о соотношении внешних и внутренних условий в строении и
функционировании психической деятельности, о личности как внутреннем условии
деятельности.
Выделяя единицу деятельности как основ
|