Глава 1. Теоретический аспект
изучения вопроса страхов в детском возрасте
1.1. сущность и понятие детских страхов
Страх – это естественная
эмоция, свойственная всем людям, такая же, как радость, изумление, восторг.
Страх относится
исследователями к одной из основных эмоций. В теории дифференциальных эмоций К.
Изарда страх – базовая эмоция, которая является «врожденным эмоциональным
процессом с генетически заданным физиологическим компонентом, строго
определенным мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием»
[7].
С точки зрения А.С.
Спиваковской, страх относится к специфическому острому эмоциональному
состоянию, это реакция, которая проявляется в опасной ситуации. Страх
вызывается конкретной близкой опасностью, которая уже наступила [20].
По-мнению А.И. Захарова,
страх – это «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании
конкретной угрозы для жизни и благополучия человека» [8, 9, 10].
Страх
считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом и свидетельствует о
наличии неблагополучия в развитии эмоциональной сферы [11].
От
переживания страха следует отличать состояние тревоги и тревожности. Понимать
различие страха и тревоги необходимо для правильной коррекционной помощи
ребенку.
В
отличие от страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности.
Если существует реальная объективная опасность, то можно говорить о страхе, а
при переживаниях опасения, которое не имеет объективного основания, можно
говорить о тревоге [20].
Дж.
Уотсон (1929) рассматривает в качестве основания для различения страха и
тревоги разный характер действий, реализующих эти эмоциональные состояния в
поведении. При страхе мы можем наблюдать две поведенческие реакции: борьбу или
уход от ситуации. В случае тревоги имеет место недифференцированная поисковая
активность человека [22].
Детские страхи
обусловлены возрастными особенностями детской психики и по мере взросления
ребенка проходят без следа, но иногда они приводят к тому, что у ребенка
меняется поведение: он становится неуверенным в себе, излишне тревожным и
неспособным к гармоничному взаимодействию с внешним миром.
Причин этому несколько [15]:
- излишняя тревожность
родителей. Сами родители имеют множество страхов, и эти страхи передаются
ребенку. Иногда дети могут привыкнуть к повышенной тревожности родителей и
воспринимать ее как фон, не более. Но чаще происходит по-другому, и у тревожных
родителей вырастают тревожные дети с множеством фобий и страхов.
- гиперопека. Желание
родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие,
может приводить к излишней тревожности и появлению страхов. В этом отношении
особенно уязвимымы единственные дети в семье.
-запугивание детей родителями. Я думаю, вам
приходилось слышать, как некоторые родители говорят » Не будешь послушным,
доктор сделает тебе укол», «Я тебя Бабе-Яге отдам». Самое интересное, что потом
эти родители могут искренне недоумевать, почему ребенок боится врачей или
откуда у него кошмары. Ребенка нельзя пугать, к сожалению, многие родители об
этом забывают.
- большое влияние на
формирование детских страхов оказывает обстановка в семье. Страхи у детей чаще
встречаются в тех семьях, где существуют конфликты между отцом и матерью, и в семьях, где родители много работают и
активно участвуют в общественной жизни в ущерб семье.
- невнимание к ребенку.
Чаще страдают страхами дети,
предоставленные сами себе, лишенные родительского внимания.
- травмирующие ситуации.
Испуг, испытанный ребенком, может стать причиной появления страха. Например,
даже небольшая собака своим лаем может напугать ребенка так, что он будет
бояться собак много лет.
И все же, основная причина детских страхов – богатая фантазия детей,
именно поэтому детские страхи чаще появляются в возрасте 4-6 лет, когда
развитие воображения и эмоциональной сферы резко ускоря
|