Глава 1. Теоретический аспект
психологической подготовки детей к обучению в школе
1.1 Понятие готовности к школьному
обучению
Проблема формирования
готовности детей к школьному обучению
широко и многообразно
трактуется в педагогике и
психологии.
Г.А. Урунтаева дает
следующее определение понятию. «Психологическая готовность к школьному
обучению» – это комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное
обучение в школе [36].
Д.Б. Эльконин в подходе к этому вопросу ссылается на
исследования Л.И. Бажович. Она, по его мнению, пришла к правильному заключению,
что готовность к школьному обучению определяется прежде всего как сформированность у ребенка тенденции к общественно –
оцениваемой деятельности, тенденции к новой социальной позиции [40].
Д.Б. Эльконин считает,
что через выполнение новой деятельности, через новую позицию определяются
отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к
себе и самооценка. В этом заключается
важнейшая воспитательная функция школьного обучения, его функция в
формировании личности [35].
Отечественный психолог
Р.С. Немов утверждает, что готовность к школе не ограничивается развитием
познавательных процессов, обеспечивающих свободное усвоение школьной учебной
программы. В нее также входят сформированные личностные способности, черты
характера, а также качества, связанные с выполнением им различных видов
деятельности. К поступлению в школу у
ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки,
умение общаться с людьми, ролевое поведение [34].
Немаловажное значение, по мнению психолога, для успехов в
учении имеют коммуникативные черты характера, в частности его общительность,
контактность. Отзывчивость, и покладистость, а также волевые черты личности:
настойчивость, целеустремленность, упорство.
Я.Л. Коломинский
по-своему понимает готовность к школе. Общая готовность, по его мнению,
определяется следующими основными показателями [24]:
Во - первых, 7-летний
ребенок имеет определенный багаж знаний: в основном представления и некоторые
первоначальные житейские понятия о предметах, явлениях окружающей жизни.
Во-вторых, дети,
выходящие из детского сада, владеют системой различных действий, которыми они
могут с большим или меньшим успехом пользоваться. Эти действия включены как
простые исполнительные действия. Так и более сложные трудовые, бытовые и
некоторые учебные действия. Кроме того, дети- дошкольники учатся тормозить свои
желания, эмоциональные порывы, т.е сдерживаться, когда это необходимо. Они
готовы к работе в коллективе сверстников, умеют подчиняться общим для всех
детей требованиям и относительно правильно оценивать их повседневное поведение.
В-третьих, готовность к
учению в школе включает и сформированность некоторого субъективно- личностного
отношения ребенка к близким и понятным ему явлениям общественной жизни. У него
сформирована определенная позиция, т.е желание и готовность стать школьником,
учиться в школе. поступая в школу, 6-7 летний ребенок умеет отмечать хорошее от
плохого в пределах знакомых ему действий и поступков людей.
По мнению педагога Н.С. Подлесской, формирование готовности к
обучению в школе означает создание для детей предпосылок для успешного усвоения
учебной программы и вхождение в ученический коллектив. Это деятельный и сложный
процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. Необходимо
различать, отмечает она, специальную и общую готовность [37].
Специальная готовность определяется наличием у него знаний,
представлений, умений, которые составляют основу изучения
|