Глава 1. Теоретический аспект
изучения вопроса психологических проблем супружеских отношений
1.1. Сущность и понятие семьи в социальном обществе
Семья — ячейка общества (малая
социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на
супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой,
родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими
вместе и ведущими совместное хозяйство [23, c. 90]. По данным социологических
опросов, основными причинами создания семьи в нашей стране являются следующие
желания [2, c. 93]:
— иметь детей, продолжить род (66 %
опрошенных);
— быть с человеком, способным понять
и оказать поддержку (45 %);
— быть нужным другому человеку (37
%);
— выполнить моральную обязанность
человека по образованию семьи (27 %);
— избежать одиночества (26 %);
— иметь устроенную жизнь (24 %);
— не расставаться с любимым человеком
(19 %);
— иметь постоянного сексуального
партнера (7 %).
В настоящее
время многие законы, принятые в субъектах РФ, закрепили следующее понятие
молодой семьи: это семья в первые три года после заключения брака (в случае
рождения детей без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга
не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из
родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.
Голод С. И. отмечает, что для
человека семья — главный и основной компонент среды, в котором он живет первую
четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По
мнению В. Н. Дружинина, специфической особенностью семьи является ее
«несвобода» — в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако
эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи
возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности
[23, c. 94].
Нельзя понять и оценить состояние и
перспективы современной семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с
ней на протяжении XX в. (эмансипация детей от родителей, переход от закрытой к
открытой системе формирования брака, изменение социального положения женщин,
рост личной свободы каждого члена общества и пр.). При этом трансформация
института семьи разрешает одни проблемы и создает другие. Становится более
очевидным, что такие тенденции, как массовое распространение добрачной
практики сексуального поведения молодежи, снижение рождаемости, малодетность и
сознательная бездетность нужно рассматривать в качестве признака существенных
сдвигов в самом институте семьи. По мнению С. И. Голода, в настоящее время
одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская
и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются [23, c. 97].
Патриархальная семья — наиболее
архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость
жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление
семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит их нескольких поколений:
прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным
считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему
принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется
ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции — рожать и воспитывать
детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская
власть и авторитарная система воспитания.
Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности
детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность,
практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Супруги регулируют
сроки и частоту зачатия и совместно принимают решение о количестве детей.
Социализация приобретает иной смысл, поскольку в семье может не быть брата или
сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок
превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему
стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной
функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до
изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных
благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. В отсутствие
закрепленных семейных ожиданий и ролей возрастает
|