Глава 1. Теоретические основы вопроса детско-родительских отношений
1.1. Определение и сущность детско-родительских отношений
Детско-родительское
отношение – один из видов человеческих отношений. Это система разнообразных
чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю,
особенностей их восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупность
поведенческих откликов (целей, намерений и т.п.).
Детско-родительские
отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом
смысле, они достаточно специфичны.
Е. О. Смирнова [29],
раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они
характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для
родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и
ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, что родитель должен, с
одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку
опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. С одной стороны,
родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о
себе самому.
На данную двойственность
в отношениях указывает в своей эпигенетической концепции и Э. Эриксон, называя
ее «двойственной интенцией», которая совмещает в себе чувственную заботу о
нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок
устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей
инициативой [35].
Родительские установки,
или позиции, – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских
отношений. При этом под родительскими установками А. С. Спиваковская (1988)
понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к
ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним [30]. Еще в
30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы
поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя
требовательность», «чрезмерная опека», а также была прослежена определенная
зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например,
«принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют
нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к
агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Гиппенрейтер Ю. Б. [9]
характеризует отношения родителей и детей как асимметричные, отражая дисбаланс
прав и обязанностей субъектов этих отношений, притерпевающий существенные
изменения по мере взросления ребенка. Так, маленький ребенок имеет больше прав,
чем обязанностей, нежели в подростковый период, где количество обязанностей увеличивается.
Аккерман Н. [1] выделяет,
основываясь на идеях С. Л. Рубинштейна, два типа отношений: функциональные
отношения и отношения, основанные на утверждении ценности другого человека. В
первом случае, другой человек выступает как средство удовлетворения собственных
потребностей, а отношения протекают лишь на поведенческом уровне, где в расчет
принимаются лишь поступки партнера, а не его отношения. Чаще такое отношение
называют манипулятивным или игрой (по Ивлевой В.) [14], рыночным (по Минияров
В.М., так как этот процесс взаимный)
[21]. Во втором случае, один партнер к другому относится как к личности, то
есть за ним признается вся совокупность человеческих прав и качеств, в том
числе и право быть не похожим на меня, поступать в соответствии со своими
интересами, право на собственный жизненный путь [1]. В детско-родительских
отношениях реализуются оба типа отношений. Ребенок для родителя и родитель для
ребенка, с одной стороны, выступают средством удовлетворения своих
потребностей, где манипуляции необходимо присутствуют в реальном
детско-родительском взаимодействии. В этом смысле можно, говорить о
материальной стороне отношений, с другой стороны существует духовный пласт детско-родительских
отношений, где присутствует открытое личностное общение между родителем и
ребенком, цель которого – полное раскрытие и развитие индивидуальных
особенностей, потенциальных возможностей друг друга. Фиксация на большей
реализации одного типа отношения приводит к искажению их качества в целом.
В литературе чаще рассматривается одна сторона детско-родительских
отношений – родительское отношение, описываемое весьма различными понятиями и
терминами (роль, родительская позиция, стили воспитания и
|